В 1898-1899 годах возводится особняк богатого золотопромышленника Н.Д. Стахеева. Заказ выполнялся московским зодчим Михаилом Федоровичем Бугровским. Среди разностильных интерьеров особняка была устроена «готическая» столовая.
В результате тщательно продуманного образного и архитектурного замысла столовой, зодчему удалось создать неповторимое одухотворенное пространство.
В основе решения прямоугольного помещения лежит ритмическое членение стен пучками колонн, переходящими в стрельчатые арки и далее перетекающие в плоскость потолка через сводчатые падуги. Так продольные стены членятся на ритмически чередующиеся стрельчатые пролеты большего и меньшего размера.
В больших пролетах располагаются двойные двери, камин и буфет, меньшие выступают своеобразными композиционными паузами. Поперечные же стены, в которых располагаются оконные проемы с витражами и входная дверь из холла, разделены на равномерные пролеты.
Архитектору удалось добиться ощущения легкости, воздушности и возвышенности пространства, мастерски используя большую высоту помещения и приподнимая вышеописанную отделку на высокие деревянные панели. Вертикальный ритм отделки интерьера начинается с декора панелей, решенного в виде стрельчатых арок.
Выше он «взлетает» пучками колонн и переходит в стрельчатые арки, врезающиеся в падуги перекрытия. Многочисленные детали, насыщенные динамичным готическим декором поддерживают общий эмоциональный настрой столовой. Вся отделка, расположенная выше панелей (пучки колонн, падуги со стрельчатыми арками и декор перекрытия) выполнена из гипса и расписана под дуб.
Благодаря этому она воспринимается легким каркасом на фоне более светлых плоскостей стен.
Архитектор уделяет пристальное внимание всем деталям интерьера, насыщая их разнообразными орнаментами, причем орнаментальная насыщенность пространства увеличивается по мере его развития снизу вверх.
Поле полихромного паркета покрыто ковровым узором из четырехлистников и ромбов, расположенных в шахматном порядке. По периметру паркета проходит широкий орнаментальный бордюр в «готическом» духе.
Три пары дверей столовой обрамлены прямоугольной формы порталами и покрыты плотной вязью резьбы в духе «пламенеющей готики».
Различными элементами готики украшен и сложносоставной портал дубового камина: это стрельчатые арки, пинакли и лиственные орнаменты. Колпак же покрыт декором, состоящим из поля четырехугольных «подушечек», украшенных рельефным изображением французской королевской лилии. Между порталом и колпаком располагается декоративная вставка в виде сказочной птицы — Сирин, выполненная в технике глазурованной керамики. Колпак камина доходит лишь до высоты капителей колонн, членящих стены и соединяется с ними фризом, проходящим по периметру всего помещения.
Если в отделке «нижней» части пространства столовой преобладают архитектурные мотивы готики, то в «верхней» использованы в основном растительные орнаменты.
Завершения стрельчатых окон заполнены витражами в виде готических роз. Этот полихромный узор выполнен в смешанной технике и представляет собой композицию из стилизованных растительных мотивов.
Наиболее разнообразные орнаменты используются на плоскостях стрельчатых падуг и перекрытий. Падуги заполнены рельефами лиственного узора, в некоторых фрагментах они дополнены геральдическими щитами. Рельеф окрашен в цвет деревянной отделки и выделен на красном фоне поля. Сектора крестовых сводов, образующиеся врезанием стрельчатых арок в падуги перекрытия, покрыты живописными изображениями цветущих растений.
Тема растительных орнаментов проходит и в композиции плафона потолка. Он обрамлен многорядным лиственным карнизом и разбит на сектора. В центральную часть, из которой спускается люстра, вписан круг, расчлененный графическим рельефом наподобие геометрического рисунка нервюр английских соборов периода «перпендикулярной» готики.
Остальной декор представляет собой ряды квадратных и прямоугольных секторов заполненных вязью орнаментов из колючих листьев.
Таким образом, чтобы не допустить перегруженности интерьера архитектурными орнаментами, архитектор вводит в него большое количество растительных мотивов, насыщая ими поля и участки, созданные непосредственно архитектурными формами.
Из мебельного убранства столовой сохранился встроенный буфет, расположенный напротив камина.
Его композиционная структура, подобна другим буфетам и состоит из закрытого тяжелого низа, открытой ниши в середине (своеобразной паузы) и застекленного легкого верха, занимающего почти половину высоты. Он наиболее всего декорирован резьбой и заканчивается ажурным прорезным готическим орнаментом с пинаклями. Деревянная резьба нижней части напротив утяжелена и упрощена. Ее суровый образ дополняет кованая металлическая фурнитура: ручки и декоративно разработанные петли, вытянутые почти на всю ширину дверок.
Пикантными декоративными дополнениями в облике буфета являются маски ухмыляющихся средневековых человечков и фигурки химерок, напоминающие летучих мышей.
Кроме того, стеновые панели заканчивались широкой полкой на кронштейнах, рассчитанной на функциональное использование.
Сохранилась кованая люстра, состоящая из трех ярусов обручей разного диаметра. Самый большой (средний) представляет собой декорированный лиственными гирляндами ажурный обруч, на который крепятся маленькие фонарики и свисающие бутончики с лампочками. Нижний — меньшего диаметра задрапирован тканевой юбкой, с верхнего (самого маленького) также свисают бутоны с лампочками. Характер металлического декора люстры и его пропорции гармонично перекликаются с фурнитурой буфета.