В декабре 1898 года известный фабрикант Валентин Балин покупает усадьбу на Большой Никитской, находившуюся до этого в собственности З.Г. и СТ. Морозовых. Новый владелиц сносит главный дом, в котором Морозовы обсуждали чертежи и эскизы будущего шедевра на Спиридоновке, и в 1900 году по проекту архитектора Никиты Герасимовича Зеленина выстраивает новый особняк. По иронии судьбы столовая, выполнявшая одновременно роль приемной, оформляется именно в неоготике.
Архитектор создает довольно сдержанный по декору интерьер, расставляя акценты там, где они необходимы, подчеркивая функциональное единение красоты и пользы. Деревянная отделка приобретает пропорциональную изысканность и легкость и, несмотря на то, что в интерьере использован темный мореный тон дерева, пространство столовой наполнено ощущением простора и воздуха.
Разрабатывая пространственно-планировочную структуру интерьера, архитектор использует трехчастную композицию, образованную тремя большими поперечными балками перекрытия. На оси средней балки располагается высокий белоснежный камин с трапециевидным колпаком.
Напротив него между окон стоят высокие напольные часы, стилизованные под ажурную средневековую башню ратуши. Перед камином размещается зона стола со стульями. Ее основополагающее значение подчеркивает ажурная бронзовая люстра.
Четырем плоскостям потолка соответствуют расположенные напротив камина четыре оконных проема с порталами.
Две люстры поменьше свисают из крайних балок и акцентируют боковые зоны интерьера. В них друг напротив друга размещаются встроенные буфет для посуды и диван с высокой резной спинкой. По сторонам от камина находятся двери, композиционно принадлежащие боковым зонам.Особняк В.А. Балина
Лаконичный рисунок дверных полотен оживляют декоративные резные вставки узора складок полотна и кованые металлические петли. Обрамления дверей отличаются аскетизмом — в верхнюю часть портала прямоугольной формы, заполненной вышитым золотым узором средневекового характера, вписан силуэт стрельчатой арки завершающейся крестоцветом.
Так основные доминанты столовой располагаются по осям стен друг напротив друга, т.е. крестообразно. Сами стены традиционно отделаны невысокими дубовыми панелями. Прямоугольные филенки сгруппированы по две и разделены своеобразными пилястрами — контрфорсами.
Верх панелей украшает изысканный лиственный фриз.
Строгий белый камин украшен фризом с растительной гирляндой, оплетающей геральдический щит. Завершение колпака акцентировано объемной стрельчатой аркадой напоминающей машикули крепостных башен.
Интересна встроенная мебель, являющаяся приметой своего времени. Высокая спинка дивана, обитая красным бархатом, переходит в ажурное деревянное завершение: пара львов, охраняющих покой сидящих, располагаются по сторонам от остроконечного вымперга и переплетаются с буйным прорезным лиственным узором. Основанием для этой ажурной композиции служит рельеф стрельчатой аркады.
Напротив дивана располагается буфет, предназначенный для парадной посуды. Его трехчастная структура подобна другим образцам того времени. Однако в данном случае мы имеем достаточно гармоничный и цельный пример. Растительная резьба заполняет только нижние дверцы.
Верхняя часть приобретает легкость и стройность за счет использования в ее декоре мотива стрельчатой арки. Достаточно деликатно использована фурнитура — декоративные петли и ручки, дополняющие романтический средневековый образ мебели. А фигурки химер несут функцию своеобразных «кориатид», поддерживающих верхнюю часть буфета. Дополнительно в простенках между окон размещаются небольшие застекленные витринки.
Освещают столовую три бронзовые люстры. Их оригинальная конструкция состоит из многогранного обруча, который поддерживается ажурными стрельчатыми арками, отходящими от центрального стержня. От обруча во все стороны расходятся малые стрельчатые арочки, в конструкции которых присутствуют свисающие стеклянные плафончики и открытые источники освещения, направленные вверх наподобие свечей. Из центра люстры подобно крестоцвету, завершающему композицию, свисает плафончик большего размера.