Удивительно точное, безукоризненно верное, подлинно художественное воплощение чертежей, эскизов, рисунков Росси в материале объясняется взаимопониманием между проектировщиком и исполнителями.
Разумеется, всему этому способствовало замечательное мастерство Росси, умевшего уже в самой первичной стадии возникновения той или иной формы, того или иного мотива, будь то орнаментальные декоративные композиции, детали отделки, вплоть до мотивов резьбы и орнаментальных накладок, элементов мебели, дверных ручек и мельчайших деталей убранства, находить основную тему и дорабатывать до полного и точного обозначения всех подробностей.
Росси умел отлично рисовать, и это никогда не было «отвлеченным» рисованием, имеющим целью создать эффектный графический увраж. Рисунок использовался Росси прежде всего для выяснения формы. Исследователь творчества Росси М. Тарановская, проявив большую наблюдательность, отмечает: «Росси с поразительным мастерством рисовал детали.
На чертежах сохранились вспомогательные линии построения орнаментов, свидетельствующие о том, что он компоновал их, почти не стирая рисунки. Отмывка в чертежах исполнена очень легко и имеет вспомогательное значение. Она дополняет рисунок, как бы «аккомпанирует» ему». Уже отмечался факт довольно продолжительной работы Росси в ранний период на фарфоровом и стеклянном заводах Петербурга. Это, несомненно, дало ему и навыки и умение обращаться с изделиями художественной промышленности.
Рисунки и эскизы Росси в области прикладного искусства достаточно многочисленны. Ряд из них был реализован — превращен в изделия, существующие и поныне. В отношении некоторых не представляется возможным установить их принадлежность автору. Но бесспорно, что подавляющее большинство вещей создавалось Росси в связи с теми конкретными архитектурными заданиями, которые он осуществлял.
И этим архитектурным окружением определялись и форма, и размеры, и детали предметов. На первое место должна быть поставлена спроектированная Росси мебель, так же как и все прочие изделия, им задуманные, чрезвычайно разнообразная по композиции и отделке.
Первая четверть XIX века — время сложения комплектов мебели для определенных по назначению интерьеров. Эта тенденция ясно проявляется в мебельных гарнитурах Росси.
Все созданные Росси дворцовые интерьеры дополнялись мебелью, выполненной по его рисункам. Некоторые предметы мебели уже рассматривались, в частности, гарнитур Белого зала Михайловского дворца. Мебель для Росси изготовляли В. Бобков, И. Боуман, А. Тур. Иногда для кресел избиралась форма корытца. Ножки, подлокотники приобретали красиво изогнутые очертания. Материалом служили сплошь позолоченные или белые с золотыми деталями деревянные части.
Красное дерево, карельская береза, тополь, орех, серый клен дополнялись нередко золоченой бронзой. Узкая деревянная окантовка, которой: очерчены контуры мебели, была особенно характерна для Росси. Этот мотив встречается также па проектах А. Руска и О. Моиферрана, но отсутствует у А. Воронихи на и В. Стасова.
Штофы, применявшиеся для обивки, покрывались мотивами аканта, венков, пальметт. Таковы: основные формы и приемы, используемые в мебели Росси. Много работал Росси над проектами ваз из камня и пьедесталов к ним. С течением времени количество декоративных деталей, вносимых, в обработку ваз, уменьшается, а общая форма их приобретает все большую лаконичность.
Характерна серия проектов ваз, относящихся к 1818 году. Формы ваз, задуманных из камня, в частности яшмы, достаточно разнообразны: яйцевидные, в виде чаши, цветка. Три проекта датированы 1830 годом, они представляют вазы типа чаш очень больших размеров, опирающиеся на ножки. Одна из них имеет опоры в виде трех кентавров, другая — в форме звериных лап, третью вазу поддерживает центрально поставленная каменная опора.
Эти вазы были задуманы в зеленой яшме, для ножек должна была быть использована бронза. Во всех трех вазах единственным мотивом, дополняющим чашу, является каннелировка как чаши, так и поддерживающей стойки. Следует подчеркнуть безупречность общих пропорций, силуэта и немногочисленных деталей, мягкость линий.