В мебели модерна параллельно развиваются две линии: декоративная (представленная изделиями, имеющими капризные формы и контуры) и конструктивная (для которой характерны прямолинейность, ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Эта линия модерна ведет к подлинно современной мебели.
Гладкие, нерасчлененные мебельные поверхности стиля модерн получаются благодаря переходу на механизированное фанерование и сборку Считается, что изогнутые формы мебели модерна берут с рождение еще в середине XIX в., когда знаменитая венская фабрика Михаэля Тонета запустила в производство стул, сконструированный из гнутой под паром древесины, — «венский стул».
Это замечательное в своей простоте произведение с круглым сиденьем, скругленной фор мой спинки, состоящей из двух изогнутых планок, и плавно изогнутыми ножками почти на два столетия вошло в мебельный обиход и до наших дней не теряет своей актуальности.
Одно из достижений модерна — то, что художники, проектировавшие мебель, наблюдали за осуществлением своих замыслов непосредственно в мастерских. Услугами проектировщиков пользовались даже при меблировке квартир в доходных домах. Это открывало возможность для осуществления идеи гарнитура, комплекта мебели. Близость художников-проектировщиков к производству благоприятно сказывалась н работе мастерских.
В мебели параллельно модерну сложился и ряд родственных ему стилевых направлений. Например, одно из них брало за источник японскую мебель. Могут в модерне находить претворение и средневековые формы — «готическая» ветвь модерна.
Французская, бельгийская и испанская «декоративная» мебель модерна представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Л Мажореля, Э. Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Ван де Велде. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских К. Мозером, А. Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф.Л. Райта.