Готическая мебель была роскошнее и удобнее, чем в предыдущие периоды. В формы мебели проникали мотивы стрельчатых арок готической архитектуры с тонкими колоннами, орнаментами, обильной резьбой. Для поздней готики была характерна резьба с позолотой.
В мебели использовали цоколи и стрельчатые своды. Готическая мебель хотя и массивна, но имеет арочные стрельчатые фризы, островерхие завершения, круглые розетки, напоминающие готическую розу. Она стала легче и элегантнее. Основная идея готики — стремление вверх, основная структура стиля — острая дуга.
К концу Средневековья появились все основные предметы мебели. В XIV в. возникли первые лесопильни, и сразу же появилась мебель из досок и возникла филеночная техника с различной орнаментацией. Помимо филенок каркас украшали архитектурными членениями: ребрами, стрелами, башнями и колоннами, благодаря чему он выглядел легче и декоративнее. Для украшения мебели использовали стрельчатые своды, ажурные орнаменты, изображения фигур.
На севере и в Западной Европе для мебели использовали дуб, реже — орех. На юге и востоке Европы использовалась ель, сосна, лиственница, кедр, можжевельник. На севере Европы в украшении мебели большую роль играл орнамент и складки, использовались твердые породы древесины. На юге Европы использовались мягкие породы дерева, неглубокий орнамент и определенная окраска, чаще всего — красный и зеленый цвета.
Орнамент готики символичен: простые, прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные, животные и растительные мотивы. Используются мотивы стрельчатой арки, сферических треугольников, листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и другие.
Широко используется мотив трилистника и двулистника, формы колючих растений — терновника, чертополоха, папоротника. В орнаменте встречаются изображения животных и даже людей, причем все приобретает увеличенные размеры по вертикали. Готический орнамент ажурный, в нем сочетались квадраты и треугольники, рыбьи пузыри и ослиные спины, гирлянды, завитки, розетки и цветы.
Жилища горожан были невелики: в доме на каждом этаже две- три скромно обставленные комнаты. В гардеробной в сундуках хранили белье, одежду, доспехи хозяина, восточные пряности. Здесь же работали мастера, изготавливавшие одежду.
Сундуки, ящики и ларцы украшали в новом художественном стиле — с орнаментами, рельефными изображениями любовных сцен, девизами. Сундук — символ бюргерского благосостояния. Его украшали ряды стрельчатых аркад, изящные фронтоны, розетки, крестоцветы. Сундуки теперь делали новой конструкции с рамками и филенками, цоколем и ножками. Они больше становились похожими на шкафы.
Шкаф возник из двух поставленных друг на друга сундуков. Он делался на цоколе, появились дверки. На севере Европы дверки занимали всю переднюю часть. На юге Европы делали много маленьких дверок, и шкафы были многоэтажными. На дверцах закрепляли тяжелые ручки из кованого железа.
Шкафы были довольно тяжеловесны. Новые предметы мебели стали удобнее и красивее. Буфет представлял собой шкаф с полками для посуды. Появились этажерки с полками, ширмы. К новым типам мебели можно отнести дрессуар — своего рода этажерку, на высоких ножках, с полками, расположенными ступеньками: в нем хранили дорогую посуду и ценные вещи.
Полки накрывали салфетками. Дрессуар ставили у стены. Интересно, что дрессуар с двумя полками разрешалось иметь барону, с тремя — графу, с четырьмя — герцогу. У верховного судьи был дрессуар с навесом.
Другим предметом этого периода были креденцы — шкафчики со спинкой и полкой для сосудов с вином. Спереди креденца опиралась на две ножки, а сзади — на сплошную стену. Позже у креденц появилось и четыре, и шесть ножек, а также цоколь. Первоначально на креденце пробовали вина и пищу перед подачей на стол. В Англии креденцы были похожи на сундук или ларь на ножках.
С предметами изысканной обстановки соседствовали обычные вещи — перекладины для одежды, круглые столики с подставкой для зеркала, головных уборов и предметов туаета. Он назывался «барышня».
Мебель для сидения все еще стояла вдоль стен, но часть мебели передвигали.
Это были кресла с сидением в форме сундука, которые имели высокую спинку и закрытые боковые стенки. Спинка украшалась балдахином и резьбой. Дощатое сидение было жестким, а нижний ящик мешал ногам, так как их нельзя было спрятать и отвести назад. Такие кресла часто ставили около кроватей, и они служили вместо клозета.
В моде были и металлические кресла, похожие на решетчатые деревянные. Затем появились украшенные резьбой кресла с четырьмя или шестью ножками. Они представляли собой новый художественный стиль.
Кресла делали с прямой высокой спинкой выше головы сидящего и высокими подлокотниками. Кресла по- прежнему украшали коврами, подушками и балдахинами с большой роскошью. Последний стал особенно популярным в эту эпоху и служил ширмой, перегораживающей комнату. Спинки всех сидений были богато орнаментированы.
Наряду с почетными креслами появились и получили распространение стулья тронного вида с высокой спинкой с круглым или многоугольным сидением, боковыми подлокотниками и ножками. У всех этих стульев спинка была прямая и обхватывала сидение со всех сторон, кроме передней части.
У стульев с круглой доской число подпор не превышало трех или четырех. У многоугольных стульев пустоты под доской между углами прикрывали дощечками. Иногда стул подпирали фигурки львов или других зверей. Стулья помещали на помост, а спереди делали приступок. Стулья делали из дерева и украшали обильной резьбой. Но скамьи все еще были важнее, чем стул. Скамьи имели высокие спинки, ставились у стены или перед камином и стали легкими.
Столы делали прямоугольные, круглые, восьмиугольные, на скрещенных ножках и одной тумбе, продолговатые на щитах. Столы стали длиннее. Столы появились с выдвижными ящиками и сильно выступающей столешницей. Это был прообраз письменного стола. Также появились столы с поднимающейся столешницей, столы с косыми ножками, подножкой, поперечинами.
Уже были известны раздвижные столы различных конструкций. На столешницах стали делать гладкую или составную облицовку шпоном, примитивную разновидность инкрустации. Иногда столешницы покрывали воском. Ножки столов стали крепить непосредственно к доске — столешнице. Ножки украшали изящной резьбой. Столы для книг делали из металла. Письменные столы делали с пологой доской, прибором для чернил в форме рога, находившегося в специальном ящичке, где хранились перья и ножи. Столы покрывали скатертями и коврами. В моду вошли и каменные неподвижные столы.
Готическая кровать имела полубалдахин, полный балдахин или большой деревянный каркас. Жилые помещения по-прежнему очень плохо обогревались, поэтому кровати встраивали в стены и накрывали пологом. Кровати стояли на возвышении, по углам которого находились колонны, поддерживающие балдахин. На нем драпировали ткань с фестонами или оборки.
Кровати имели каркасы с изящной резьбой, богатой отделкой из слоновой кости и благородных металлов. Также кровать украшали стенки, окружающие ее с трех сторон. Кровати стали значительно шире, спинка в головах значительно выше, причем она отличалась исключительно богатой, роскошной отделкой. Покрывала стали делать из шелка, бархата и парчи.
Одеяла подбивали дорогим мехом, края покрывал украшали бахромой и кистями. Из более ценных материалов и с большим декором изготавливали тюфяки, покрывала, подушки, занавеси и драпировку. Перед постелью, скамьями и креслами делали ступеньки, ставили скамеечки для ног, чтобы не касаться холодного каменного пола.
Для Англии была характерна тяжеловесная мебель из дуба, орнамент из складок, ажурный орнамент. Популярным предметом были низкие шкафы и креденцы.
В Италии делали мебель в духе притупленной готики, использовали розетки, лепнину и позолоту, вкладки и мозаику, цветную древесину, слоновую кость, перламутр. Готическая мебель изготавливалась с росписью и позолотой.
В Испании наблюдалось влияние арабо-мавританского стиля в сочетании с орнаментами в стиле пламенеющей готики. Практиковалась сложная, богатая плоскостная отделка поверхности мебели, резьба в восточном духе, металлическая фурнитура, обтяжка кожей.