Даже не зная английского, по элементарному фонетическом) созвучию можно без особого труда догадаться, что интерьерный стиль Хай-тек — не что иное, как отражение научно-технического прогресса в дизайне современного жилища. Действительно, High-tech переводится с английского как «высокие технологии» и является названием художественного направления, возникшего в 1970-1980-е гг. (Термин впервые появился в 1978 г.) В известной степени Хай-тек является этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 1920-х гг. Продолжая линию эстетики Конструктивизма, Хай-тек прямо противоположен всем декоративным стилистикам помещений. Основной принцип Хай-тека — максимальная функциональность с активным внедрением новейших технологий в среду обитания человека.
Стоит сразу обозначить понятие «Техно», которое по содержанию очень близко понятию «Хай-тек» и стало использоваться также со второй половины XX в., когда бурное развитие информационных технологий сказалось на всех сферах жизни общества, в том числе на искусстве и быте. В результате в архитектуре и дизайне сложилось новое направление «Техно» с его стремлением сделать неощутимой грань между внешним и внутренним пространством здания, использованием бликующих и светоотражающих материалов, выстраиванием сложной криволинейное стени уподоблением интерьеров виртуальному киберпространству.
Архитектура в стиле Хай-тек чаще всего интернациональна и обезличена в своем техническом совершенстве. Многие считают Хай-тек холодным и скучным. Но это строгое, лишенное декора направление по душе почитателям стиля Минимализм. Чистые прямые линии, простые геометрические формы, идеальные пропорции, однотонность цветовой гаммы — псе эти признаки Минимализма обуславливают гармонию и целостность интерьера в стиле Хай-тек.
И все же не надо путать эти два стиля. Минимализм — это простота, доведенная до нуля, формы, очищенные до предела. Такой интерьер — это пространство (чем больше, тем лучше), в котором любой дополнительный стакан или картина способны все разрушить.
А символ Хай-тека — космический корабль, его идея — идея максимального функционализма техногенного интерьера, летящего из будущего… в будущее. И такой интерьер, по мнению специалистов, способен принимать в себя некоторое аксессуаров далее из другого стиля. (Как стеклянные стены впускают вовнутрь здания окружающую жизнь, свет и пейзаж.) Главное — чтобы корабль не сбился с курса.
Создавая интерьеры в стиле Хай-тек, нужно помнить, что при всей кажущейся простоте он требует тщательного планирования и подбора всех элементов. Начинать следует с функциональной и конструктивной организации пространства, с педантичной проработки всех инженерных составляющих дизайн-проекта. Этот стиль не терпит небрежности строителей — все должно быть ровным и гладким: углы стен, рамы окон, дверные коробки. Бликующие поверхности — визитная карточка Хай-тека, именно в блеске поверхностей проявляется присущая стилю. Активное присутствие металла в стиле обуславливает популярность покрытий типа «металлик».
От предшествующих стилей Хай-тек отличает демонстративность, с которой применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в театрализованность с элементами преувеличения, а иногда и иронии. При этом технические формы в виде воздуховодов, радиаторов, балок, ригелей, вентиляционных шкафов не прячут за экранами, панелями и шторами. Сантехническая арматура, трубы становятся неотъемлемой частью этого футуристического интерьера, его высокотехнологичным декором. Их выделяют цветом или фактурой, делая контрастными, чтобы каждый батареи создавал дополнительный стилевой акцент. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, Хай-тек стал использовать этот прием уже в качестве средства.
Идейными и эстетическими предпосылками Хай-тека справедливо считают работы архитектора-художника Я. Чернихова (1889-1951). Он оставил в своих архитектурных книгах-фантазиях 1930-х гг. композиции зданий и сооружений, в облике которых гармонично сочетаются несущие стальные конструкции, плоскости ограждений, элементы инженерных систем и оборудования. Эти великолепные книги, принесшие ему мировую известность, предсказали далекое будущее архитектуры и стали источником вдохновения для многих поколений архитекторов всего мира.
Наиболее известным, «знаковым» произведением Хай-тека стало здание Центра искусств имени Ж. Помпиду на площади Бобур в Париже, построенное в 1972 — 1979 гг. по проекту архитекторов Р. Пиано и Р. Роджерса. Проектируя Центр искусств, авторы, исходя из задачи создания свободного экспозиционного пространства, применили принцип архитектора Мис ван дер Роэ, но довели его до абсурда. На стеклянный фасад здания вынесены многочисленные цветные трубопроводы внутренних инженерных систем и прозрачная пластмассовая труба, в которой размещен эскалатор.
Жизненное пространство в Хай-теке формируется из стекла, металла, керамогранита, современных полимерных материалов. Металлизированные, блестящие, «ржавые» и «каменные» поверхности керамогранита крупных и сверхкрупных форматов — главный элемент таких интерьеров. А уж без «кислородной» керамики в помещениях космического корабля, летящего в будущее, просто не обойтись.
«Кислородная керамика»
Чистый воздух — главное условие здоровой среды обитания современного человека. Однако жителям городов в основном приходится дышать некой смесью газов. На помощь в решении проблемы загрязненности воздуха приходит, как ни странно, современная химия. Японский концерн «11ицубиси» на протяжении целого ряда лет успешно применяет диоксид титана в качестве катализатора для очистки воздуха от выхлопных газов. Несколько лет назад к практической реализации этого открытия присоединилась Италия: оказалось, что эта же добавка, введенная в состав минералов, из которых производится керамическая плитка, придает керамике уникальные свойства — очищать воздух помещений от углекислого, угарного и выхлопных газов.
Так, в результате исследований специалисты итальянской фирмы Gruppo Ceramiche Gambarelli создали керамогранит «ldeal Standard — продукт мирового значения. Керамогранит «Ideal standard предназначен для использования в городах — на улицах, в жилых и общественных помещениях, везде, где люди страдают от высокой концентрации выхлопных автомобильных газов.
Механизм очищающего действия в общих чертах можно объяснить так: солнечные лучи попадают на поверхность керамогранита. Диоксид титана, входящий в состав керамической массы, обладая хорошими каталитическими свойствами, вырабатывает активный кислород. Активный кислород окисляет газы-загрязнители. Газы переходят в ионы, которые соединяясь с водой, становятся экологически безопасными.
В результате тестирования в Университете химии г. Модены и ведущей химической лаборатории Института Джордано зафиксированы следующие результаты: 1м2 плитки «Ideal Standard при дневном освещении в течении 8 часов очищает 72 м3 воздуха от углекислого и угарного газа, выхлопных газов N0 и N0,. В результате каталитического процесса на поверхности керамогранита образуется небольшое количество солей, которые на улице удаляются ветром и дождем, а внутри помещения — во время влажной уборки. Кроме того, керамогранит «Ideal standard привлекателен сам по себе: плиты размерами 30×60 см бежевого и песочного цветов используются для отделки стен и пола как внутренних помещений, так и снаружи зданий.
Применение этого материала в облицовке школ, больниц, тренажерных залов, аэропортов и других сооружений было рекомендовано в Европе еще в 2004 г. И можно предположить, что недалек тот день, когда, как мечтали идеологи Конструктивизма, человечество станет жить в прекрасных и чистых городах.