Дух этой эпохи — ностальгия по той жизни, ход которой был нарушен революцией и правлением Наполеона. В 1815 г. во Франции восстанавливают монархию, на престол возвращается династия Бурбонов. Реставрация Бурбонов и Июльская монархия не означали, однако, возвращение старого режима: три сменивших друг друга короля -Людовик XVIII (1814-1824), Карл X (1824-1830) и Луи-Филипп (1830-1848) — управляют страной на основе конституционной монархии.
Людовик XVIII, тот самый, который сказал «Точность — вежливость королей», — по духу был вполне. либеральным королем. И царствование его было благодатно для Франции — страна залечила нанесенные войной раны, оживились промышленность и земледелие. Для литературы и науки снова настал золотой век.
При Людовике XVIII мебель во многом сохраняет формы Ампира, но линии становятся более мягкими и округлыми, в орнаментах исчезает имперская символика. Военные мотивы также теряют актуальность, зато вернулись завитки и арабески. Мебель делают преимущественно темного цвета со светлыми инкрустациями. Из прежних мотивов сохраняются нимфы, химеры, рог изобилия, лиры и львиные лапы. Бронзовых накладок становится намного меньше.
Форма кресел остается почти неизменной. Линия подлокотников стала более плавной и похожей на изящно выгнутую лебединую шею. Распространяется мода на всевозможные столики на выгнутых ножках — рабочие столики для вязания, туалетные столики, столики для игры в карты.
При ультра-роялисте Карле X всем пострадавшим от революции дворянам выплачивается огромная компенсация. Аристократы возвращаются к роскошной, богато декорированной мебели. Ее формы стали более спокойными и комфортными — пришло время расслабиться. Мастера начинают использовать светлое дерево, инкрустированное породами темного, но бронзовые накладки и металлические детали уже не в моде.
В ходу элементы вошедшей в моду Готики (стрельчатые арки, колоколенки, трилистники). И все чаще встречаются подлокотники, опирающиеся на стилизованные лебединые шеи. Шелковые обивки украшают золотым шитьем с непременными розетками и пальмовыми листьями — пальметтами. Специалисты считают, что в этот период во Франции господствующим стилем был буржуазный пост-Ампир — Бидермайер, который был моден во всей Европе, а особенно в Лондоне, Берлине и Вене.
Стиль Бидермайер продержался в европейском прикладном искусстве почти до 1848 г. Но уже в период правления короля Луи-Филиппа на Бидермайер начали оказывать влияние ромаитическо — барочные течения. Это привело к появлению первого «неостиля» — обновленного Рококо, так называемого «Неорококо». Во Франции этот стиль рассматривают как запоздавший «королевский стиль» и называют стилем Луи-Филиппа. Подражание мебельным образцам эпохи короля Луи XV достигло в тот период таких размеров, что даже специалистам порой трудно отделить оригиналы от мебели, появившейся почти столетием позже. Мода на Неорококо, определявшее убранство и дворцовых интерьеров, и буржуазных жилищ, существовала до 1860-х гг. В Англии ему соответствовал ранний Викторианский стиль.
Луи-Филипп, старший сын герцога Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского, имел довольно серьезные и разнообразные знания, либеральный образ мыслей, любовь к путешествиям и привычку к простоте. Вслед за отцом он объявил себя сторонником революции, отказался от своего титула и принял имя гражданина Эгалите. Но по мере того, как Францию захлестывала волна террора, пути Эгалите-сына и революции стали расходиться. Спасая свою жизнь, молодой Луи-Филипп перебежал к врагам, хотя в отличие от очень многих категорически отказался воевать против своей страны.
Во время Июльской революции 1830 г. Луи-Филипп был провозглашен королем. И с этих пор (вплоть до Февральской революции 1848 г., когда Луи-Филипп подписал отречение) начинается царствование «короля-гражданина» и вместе с тем господство буржуазии. А девизом царствования были знаменитые слова «Enrichissez-vous» («Обогащайтесь!»). Сам Луи-Филипп вполне соответствовал идеалу короля буржуазии: он был прекрасный семьянин и образцово устраивал свои личные и имущественные дела. Он не ездил на охоту, не посещал обедню и упразднил придворный этикет — выходил из дома с одним только зонтиком под мышкой и любил беседовать с прохожими.
Время царствования Луи-Филиппа было временем научно-технического прогресса: были проведены крупные железнодорожные линии, создано народное образование, росло производство резины, каменного угля, листового железа, чугуна, стали применяться паровые машины. И как результат всепобеждающей промышленной революции росли социальные конфликты, в центре которых были нищие парижские рабочие.
Непременными элементами меблировки жилищ того периода были мягкие диваны с декоративными полушками, индийские покрывала, ткани и ковры, моде на которые Европа была обязана английской королеве Виктории. Бумажные обои имитируют шелковые ткани и покрываются цветочным декором. Вернулась мода на золоченые рамы для картин и зеркал, а полы даже в небогатых квартирах настилались в виде модульных паркетов.
Характерная примета кресел — подлокотники часто закручены внутрь, как усики бабочки. Верхняя часть спинки напоминает старинный скрученный свиток. Задние ножки сделаны совсем иначе, чем передние: выгнуты назад и при этом обладают четкой «огранкой».
Излюбленным предметом интерьера становятся придуманные чуть раньше вольтеровские кресла. Самая популярная обивка — бархат и плюш, традиционная или стеганая, темных оттенков. Гобелены не в моде по причине дороговизны производства. Наряду с маленькими функциональными столиками и жардиньерками-этажерками, интерьер нередко дополняется всем необходимым для музицирования. В основном выбор приемов декорирования мебели очень ограничен, но все-таки обстановка того периода производит декоративное впечатление.