У иностранцев есть четкое определение «русского стиля»: матрешки, оренбургские платки, пасхальные яйца, красноармейские шинели, шапки-ушанки. В Европе мода на «русское»» так же устойчива, как мода на «Африку» и все японское. Но какой он на самом деле, «русский стиль»? И можно ли его поднять до высот итальянского дизайна? И как сделать стильным современный русский интерьер, чтобы он не был похож на иллюстрацию из детской сказки?
Суровые избы Севера и изящные московские особняки; палаты Пскова с их нарочито неровной кладкой стен и владимирские храмы, формы которых тонко вытесаны из белого камня; буйная фантастичность Василия Блаженного и математически выверенная гармония Адмиралтейства; суровая сдержанность построек древнего Новгорода и жизнерадостная декоративность «елизаветинского» Барокко. «Русский стиль» везде разный: Екатерининский Классицизм, Александровский Ампир, быстротечный русский Модерн на рубеже XIX — XX вв. — богатейший материал для специалистов.
А еще можно говорить об особой русской тональности новаторских произведений конструктивистов К. Мельникова, И. Голосова или И. Леонидова на общем фоне рационалистической архитектуры 1920-х гг. Ведь Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции как одно из направлений авангардного искусства. Поэтому сложно найти общие черты «русского стиля» во всех этих памятниках архитектуры. Кажется, что просто невозможно.
Реконструкция проекта памятника Третьему Интернационалу архитектора Вл. Татлина, так называемая башня Татлина, — это 1920-е гг. На стене графика архитектора Я. Чернихова из серии «Дворцы коммунизма» — 1930-е гг. Все это было создано в России почти в одно время.
А хронологически искусство русского народа принято делить на древнерусское искусство и искусство петровского времени (Новое время).
Древнерусское искусство
Этим термином принято называть период нашей истории, который условно ограничен, с одной стороны, датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем (988), а с другой — петровскими реформами XVII-XVIII вв. И приходится на этот период более семисот столетий.
Начало развития древнерусского искусства определяется искусством восточных славян, которое дошло до нас в художественных формах, заимствованных вместе с христианством. из Византии. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы рода, священных коней, жар-птицы, утратив свой первоначальный смысл, превратились в занимательную сказку или мотив затейливого узора в крестьянской вышивке и резьбе. Древнейшее художественное творчество славян полнее всего представляется в производстве предметов быта, особенно металлических украшений — колец, ожерелий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали.
В дохристианской Руси, за исключением деревянного строительства, резьбы и росписи, фактически не существовало архитектуры, живописи, скульптуры в европейском понимании. Только с укреплением Киевского государства и принятием христианства, обогатившись византийскими традициями, древнерусское искусство приобрело монументальный характер. Культура Киева при Ярославе Мудром (1019-1054) была во многом греческой — с античными статуями на улицах, библиотекой и великолепным тринадцати главам храмом Св. Софии (1019-1037), возведенным по образцу Св. Софии Константинопольской. Тысячелетняя византийская культура принесла на Русь не только письменность, но и сложившуюся технику каменного зодчества, искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры и ювелирное дело.
Здесь необходимо сделать небольшой экскурс в искусство Византии.
Искусство Византии
Во времена Средневековья в Европе Византия называлась Романией (Romania) и считалась официальной преемницей императорского Рима. Сами византийцы называли себя (римлянами), свою культуру — ромейской (греч. Romaios) и говорили они по-гречески. В начале нашей эры столица Византии город Византии (Константинополь) слыл главным перекрестком мира. Здесь свободно селились греки, итальянцы, арабы, армяне, сирийцы славяне, индусы, египтяне, испанцы. Этот город прозвали «Оком Вселенной», а в XI-XII вв. сравнивали с «городом чудес», сказочным Багдадом. С принятием христианства как государственной религии императором Константином в 337 г. в государстве быстро распространилась новая идеология. Она-то и явилась связующим звеном столь многочисленных этнических культур.
В то же время в Константинополь свозились античные статуи, гам воздвигались римские Триумфальные арки, в центре строящегося города отвели место для Форума, где поставили колонну со статуей Аполлона. Основы античной культуры были так силы, что еще долго Богоматерь сравнивали с богиней Афиной.
Искусство каждого исторического периода Византии настолько отличается друг от друга, что требует, конечно, отдельного рассмотрения. Вкратце же можно сказать, что на ранних этапах развития византийского искусства на него наряду с эллинистической традицией оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока — Персии, Сирии, Армении, Средней Азии. Именно восточные традиции насытили интерьеры византийских церквей цветом: византийцы, используя достижения восточного стеклоделия, с IV в. стали применять стекло — смальту. Наряду со смальтой, они украшали свои жилища полудрагоценными камнями и стеклом, одежду — жемчугом и золотом, а ювелирные изделия покрывали цветной эмалью. Оконные проемы во дворцах и храмах, также по-восточному, закрывались мраморными плитами с ажурной геометрической резьбой или тонкими полупрозрачными каменными пластинами.
В дальнейшем, развиваясь, искусство Византии достигло такого уровня зрелости (а культуру Византии периода правления Палсологов (1261 -1453) вполне заслуженно специалисты называют Классицизмом и Возрождением), что уже сама Византия оказывала влияние на культуру Запада и Востока. Без искусства Византии невозможно было бы Итальянское Возрождение. В категории «искусство Византии» и «византийское искусство» включаются многие произведения на территории Италии и в Малой Азии, работы мастеров Сицилии, фрески церквей Сербии, храмы Грузии и Армении, иконы итало-критской школы, художественные произведения Киевской Руси и, в значительной степени, древнерусская иконопись.
Татаро-монгольское нашествие нанесло тяжелый удар расцвету древнерусской художественной культуры Художественное творчество на Руси не прекратилось, но крупные начинания были не под силу, прекратились связи между русскими землями. Остались только культурные контакты с городами севера Европы через Балтику. А после свержение татаро-монгольского ига решающее значение в становлении русского национального искусства стало принадлежать Москве.
В 1472 г. великий князь московский Иван III, после женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, сделал своим гербом изображение двуглавого орла, обозначив тем самым притязания на наследие Царьграда, так на Руси называли Византию. Древнерусским государством были продолжены традиции византийской архитектуры и в особенности христианской иконописи.
Русская изба
Главным, и часто единственным, орудием строителя на Руси долгие века оставался топор.
Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая древесину, как бы запечатывает торцы бревен, поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле. Сруб и сейчас строят известным издревле методом. Бревна укладывают рядами, каждый из которых называется «венец». Интересны традиционные избы русского Севера — там сооружали двухэтажные дома, в которых высокий подклеит играл роль первого этажа. Это целые комплексы, где под одной крышей объединены самые разные функциональные помещения.
В бедном жилище печь всегда была главным элементом обстановки. Она ставилась возле двери и как бы отгораживала комнату от сеней или же располагалась напротив входа. Глинобитная печь без дымохода («черная »), распространенная до середины XIX в., с изменением внутреннего устройства избы, постепенно была вытеснена русской с дымоходом («белой»).
Роль незамысловатых предметов для сидения играли скамьи и лавки. Их главное различие заключалось в том, что лавка была одним концом вмонтирована в стену, а скамья являлась отдельным предметом мебели, поскольку ее можно было переносить. Лавка считалась неотъемлемой частью дома, традиционно под ней хранили вещи. Именно поэтому большое значение придавалось тому, куда хозяин посадит гостя: желанного гостя всегда сажали на лавку, а незваного — на скамью.
Дорогие узорные шелковые ткани привозили в Россию из разных стран. В убранстве интерьера могли соседствовать ткани Востока и Запада. Они представляли большую материальную ценность, непременно включались в состав посольских даров и были признаками знатности и богатства. Мода на ткани была строго регламентирована и неспешна: известна турецкая ткань, рисунок которой просуществовал два столетия. Для всех привозных тканей была характерна яркая цветовая гамма, изысканные и пышные узоры, виртуозная техника ручного ткачества. Старинный обычай «наряжать» комнаты цветными сукнами и «крашениною печатного» оставался в русском быту вплоть до середины XVIII в., пока не вошли в употребление бумажные обои, заменившие почти все виды тканых обоев.
Сегодня технологию обивки стен деревянной избы сукнами с успехом может заменить обивка текстильными обоями, И обои можно подобрать соответствующих рисунков, зная, что на Руси всегда были в обиходе ткани восточного происхождения. Или это как раз византийские узоры? В культурных напластованиях все так переплелось… Но что ни говори, а голые деревянные стены наводят на многих некоторое уныние: сразу понимаешь, что в этих стенах, при всей их экологичности, из всех интерьерных стилей с успехом можно создать только Кантри. Но, зная теперь, как жили наши предки, к решению этого вопроса можно подойти творчески, по-новому. Только «византийского» в вашем интерьере должно быть немного — легкий намек в тканях. Основные предметы убранства должны нести ярко выраженный «русский» характер, а весь ансамбль подобран с большой деликатностью и тонким вкусом.
Новое время
XVII в. в России по традиции относят к церковной культуре Средневековья, а XVIII в. — к светской культуре Нового времени. Петровские реформы дали энергичный толчок, ускоривший переходные процессы. Для архитектуры этот переход начался со строительством архитектуры подчеркнуто западного направления в Санкт-Петербурге. Новое в строительстве молодой столицы переносилось затем по всем городам России. Обновления распространились на всю художественную культуру.
Еще в XVII в. окончательно определился тип народного жилища. На его основе складывается новый жанр — каменное жилое зодчество, одной из тенденций которого было стремление к крайностям, к обострению пластических форм и орнаментально-декоративной.
Главным мотивом архитектуры каменного жилища стало обрамление проема. Окна и особенно двери, как места соприкосновения внутреннего и внешнего мира, традиционно несли особую знаковую нагрузку «оберега». Развитие обрамлений-наличников имело и функциональную нагрузку. Все эти полочки и валики, фронтоны отводили от окон и дверей дождевую воду в стороны. Возникла форма, аналогичная навесу или крыльцу. Ей стали придавать очертание — проекцию древней, бочкообразной кровли на плоскость стены. А боковым сторонам обрамления окна — сходство с колонками, поддерживающими навес.
Элементы западноевропейского ордера на Руси употреблялись издавна, но лишь как разрозненные декоративные детали. И здесь колонки, имеющие базы и венчания, были лишь частью рамки вокруг ниши с проемом. Ствол колонн имел перехват посередине — в виде узкого пояска или даже «дыньки», а иногда и весь набирался из кувшинообразных элементов (наличники палат Аверкия Кириллова в Москве или Митрополичьих палат в Ярославле). Килевидному очертанию верха обрамления стремились придать выразительную упругость, иногда он вообще разделялся на две части.