Сегодня модная тенденция в мире освещения — это светильники, представляющие собой арт-объекты. Оригинальный осветительный прибор становится запоминающимся дизайнерским аксессуаром.
Роль декоративного света — создание мягких вечерних композиций и дизайн инсталляций, визуальное зонирование помещения, нюансная подсветка элементов интерьера. При помощи такого освещения в нужном месте и в нужный момент можно «запрограммировать» эмоции зрителей.
Если раньше световые композиции рассматривали как интерьерную составляющую, то сейчас на них делают особый акцент. Например, чтобы выделить определенную деталь оформления, используют интересные по форме светильники. Производители в такой ситуации создают уже своеобразное произведение искусства, используя нетрадиционные материалы или, наоборот, работая с привычным сырьем, но делая сверхновые формы. Это естественный сценарий развития светового декора как искусства.
Декоративное освещение придаст интерьеру законченность и индивидуальность. Прямые лучи светильников в ГОСТИНОЙ подчеркнут — самые выигрышные детали обстановки: ниши, массивные напольные вазы, скульптуру, живопись, изысканную посуду Эффектно выглядят подсвеченные по периметру гардины. Другой вариант световой игры — напольная подсветка стен — сделает загадочным интерьер спальни. Дизайн светильников здесь тоже может быть весьма разнообразным — от абажуров в стиле Кантри до самых неожиданных современных форм. Количество световых сценариев ограничь и только нашей фантазией.
В зоне кухни освещение преимущественно функциональное, здесь главное — не оставить в темноте основные рабочие места: плиту, мойку и разделочный стол. Но и на кухне есть место декоративному свету: эффектно и уютно освещен обеденный стол, барная стойка, полка с посудой. В столовой, если стол стоит у стены, то эта стена достойна стать центром дизайнерской композиции. Одно — два настенных бра — так обыденно и уныло!
Четыре, шесть, восемь сверкающих хрусталем источника света (от стола до потолка) способны сделать из простой стены ослепительный водопад праздничного сияния. Больше в этой комнате, по большому счету, другие дизайнерские ухищрения уже ни к чему.
И еще один совсем маленький нюанс. Даже очень красивая люстра, висящая совсем под потолком будет не так заметна, как простой светильник, висящий чуть-чуть ниже, чем «полагается». Удивительное дело, стоит повесить светильник на нестандартной высоте, как он сразу обращает на себя внимание. Закон психологии — никому не хочется задирать голову.
Сегодня ванная из функциональных помещений возведена в разряд рекреационных (от лат. recreatio — «восстановление»). Ниши в японском стиле, комбинированный свет, стеклянный светящийся пол — все ей. И все же никогда не надо забывать, что ванные комнаты относятся к зонам повышенной опасности.
Здесь возможны и брызги, и лужи, и конденсат. Поэтому в первую очередь при проектировании электрической части дизайн — проекта надо исходить из требований безопасности, предусмотренных для таких помещений.
В частности, в непосредственной близости от воды (ближе 0,6 м) нельзя располагать элементы проводки, устанавливать розетки, выключатели, высоковольтные и настенные источники света предписано снабжать плафонами и поднимать над уровнем воды не менее чем на 2 м. И конечно, не допускается использование переносных ламп и открытой осветительной арматуры. В случае применения настенного светильника возле ванны его требуется оснастить выключателем со шнуром. Хороший, но довольно дорогой способ избежать прямого контакта мокрых рук с выключателем — пульт дистанционного управления.
Специалисты советуют соразмерять уровень освещенности санузла со смежными помещениями. Сделать правильные расчеты помогут средние показатели мощности на 1 м2 площади ванной. Для получения освещения в 100 лк, пригодного для простой работы, необходимо, чтобы для стандартных ламп накаливания данный показатель составлял 20-30 Вт/м2, для галогенных — 10-15 Вт/м2, для ламп дневного света — 4-6 Вт/м2. Первая цифра относится к помещениям, где преобладают светлые поверхности, вторая — к более темным. Как видите, разница между ними достаточно велика. И это понятно, ведь коэффициент отражения света белых стен равен 0,7-0,85, а зеленых или, например, голубых — уже 0,03-0,04.
На основе этих цифр легко определить оптимальный уровень освещенности, который составляет примерно 200 лк.
Для маленького помещения ванной комнаты достаточно одного осветительного прибора, и располагать его лучше на условной оси между зеркалом и смотрящим в него человеком. Иначе освещение будет неравномерным, образуются ненужные тени. Но оптимальным остается традиционный вариант монтажа — высоко над зеркалом, на расстоянии нескольких десятков сантиметров от потолка.
В просторной ванной на потолке или стенах устанавливаю) несколько источников света. Уже несколько лет держится тенденция освещать такие ванные не только функциональным светом, но и декоративными люстрами (с понижающим трансформатором), настоящими носителями стиля. И все электрооборудование ванной комнаты должно быть подключено через устройство защитного отключения (УЗО).
Разнообразие стилей и форм светильников выходит за рамки ожидаемого, вызывая растерянность.
В свете модных тенденций хрустальная люстра будет лучше смотреться на фоне стен из бетона. В барочном и ампирном окружении приветствуются минималистские электроконструкции. А может, прислушаться к своим ощущениям и примерить блестящий Гламур? И пусть романтические и смешные, эпатажные и милые, самые разные настольные лампы, торшеры, люстры и ночники горят светом уюта в нашей квартире.