При любом зонировании не обойтись без современных систем управления светом. Регулирование яркости — одна из главных функций таких систем. Выбор яркости разных групп света в различных частях зала или по всему зданию дает нам новые возможности. А «мягкий пуск» при включении групп светильников увеличивает — иногда в 20 и более раз — время жизни ламп (накаливания и галогенных). Управление осуществляется при помощи регуляторов мощности — диммеров. Если таких групп светильников в помещении бывает несколько, каждой из них требуется отдельный диммер. Суммарная мощность группы света не должна превышать предела, установленного для диммера.
Вариант выключателей, пульты дистанционного управления. Здесь каждая кнопка соответствует заданной световой сцене. С одного пульта осуществляется световое зонирование. Несколько диммеров можно соединить в одну сеть, что позволит у управлять всем зданием.
Существует множество способов применения архитектурного света. Цветные фильтры придают интерьеру определенный тон. Проекционный графический свет дает возможность экспериментировать и создавать иллюзии явлений природы — ветра, живого огня других стихий. Современные технологии позволяют моделировать освещение, создавая впечатление присутствия в другом пространстве — например, под водой, несущей спокойствие и прохладу. Свет может даже разделять пространство: в сочетании с прозрачными тканями создается эффект легкой перегородки.
Свет, цвет и форма То, как мы воспринимаем форму предмета, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нем теней. А значит, светом можно «лепить» форму объектов, увеличивая или уменьшая их выразительность. Главное здесь — выбрать направление падающего светового потока. Ведь если объемный предмет равномерно осветить со всех сторон, ОН может показаться плоским: при рассеянном освещении объемность теряется.
Правильно подобрать тип и дизайн светильников — это только часть дела. Получить желаемый эффект можно лишь при грамотном их размещении, И тут необходимо учитывать ряд правил:
- Наилучший результат дает сочетание рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом, имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф (например, лицо человека), важнее роль мягкого рассеянного или отраженного света. Вы и ваши гости будете чувствовать себя увереннее, а значит, комфортнее, в помещениях с рассеянным светом.
- Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего предмета, а также интерьера в i (елом.
- Если поверхность освещена неравномерно, то ее участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях и в разных плоскостях. Поэтому, экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную динамику стен и потолка. (А вот с полом лучше не экспериментировать!)
- Если в помещении создана равномерная освещенность, то световой поток теплого оттенка в нем воспринимается как более яркий, чем световой поток холодного оттенка.
- Если поверхность предметов, стен, пола окрашена в темный (черный) цвет, то их фактура и обработка будут плохо читаться при любом освещении.
- Зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости. Однако слишком монотонное освещение — тоже не совсем удачное решение.
7. В маленьких помещениях для визуального расширения пространства и увеличения его насыщенности светом нужно повышать освещенность стен и применять на стенах отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения). В больших — применять тот же прием, но для пола и потолка.
8. Расположение светильников по периметру комнаты зрительно расширяет помещение, а вдоль средней. линии потолка — наоборот, сужает. Если в узком коридоре светильники расположены вдоль средней липни потолка, то он будет казаться еще более узким. Чтобы зрительно расширить коридор, необходимо расположить светильники по линии, смещенной от продольной оси к одной из стен.
9. Светлая стена в конце узкого коридора зрительно сделает его шире и короче.
10. Темный потолок кажется более низким, а светлый — высоким. Разместите светильники на стенах и направьте световой поток вверх — потолок буквально воспарит. Но если пропорции помещения требуют зрительно понизить слишком высокие потолки, то следует осветить лишь стены, чтобы потолок остался в тени. Глубины и загадочности пространству может добавить подсветка ниш или свет, льющийся «из-за карниза» стены.