В пределах второго этапа эклектизма личность зодчего, мастера в значительной мере обесценивается. Архитекторы не могли в полной мере раскрыть своих дарований, ибо они в основном выполняли частные заказы и задания отдельных фирм и компаний, крупные же и значительные по своему идейно-общественному содержанию здания почти вовсе отсутствовали..
Черты эклектические без особых изменений переходят в пределы третьего этапа направления. Общий характер архитектуры продолжал сохраняться вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Эклектизм, порожденный капиталистическими условиями развития, завел русскую архитектуру в тупик’. Она продолжала вращаться в кругу одних и тех же по существу декоративных форм и не имела ни единой направленности, ни перспектив для своего развития. Однако сознание этой полной бесперспективности и заставило прогрессивных архитекторов конца XIX и начала XX века искать выход из создавшегося положения.
На рубеже веков возникли два течения. Первое из них — так называемый стиль модерн, второе обычно именуют неоклассицизмом. Неоклассицизм генетически был связан с традициями русской архитектуры XVIII — первой трети XIX века и отчасти с другими периодами архитектурного наследия. Зодчие, возглавлявшие это течение, преследовали цель преодолеть общий упадок архитектуры обращением, в первую очередь, к высочайшим достижениям русского классицизма — Старова, Кваренги, Воронихина, Захарова, Росси, Стасова, Бове, Жилярди и других мастеров. В отличие от эклектиков середины и второй половины XIX века лидеры неоклассицизма Фомин, Щуко, Таманяи и другие архитекторы, тонко и проникновенно вникая в стилистические особенности классицизма, стремились воспроизводить не детали и украшения, а сам дух, характер стиля и памятников XVIII — начала XIX века. Их творения отличались высокой художественной культурой, но все же и они были проявлением ретроспективизма,. очень утонченного и облагороженного, но бесперспективного для дальнейшего развития архитектуры.
Второе течение (оно возникло несколько ранее неоклассицизма — еще в 1890-х годах) — модерн, который генетически был связан с аналогичным направлением на Западе, где по отношению к нему применялись и другие наименования — «ар нуво» пли «декаданс» (во Франции), «югендстиль» (в Австрии, Германии). Фактически это течение оформилось или, во всяком случае, явно проявилось в мастерских ряда новаторствующих западноевропейских художников и архитекторов, таких как Отто Вагнер и Иозеф Ольбрих (Австрия), Ван де Вельде (Бельгия), Макинтош (Англия), Салливэн (Америка). Но тогда это были отдельные проблески, всего лишь отдельные черты, теперь же, в самом конце века, они сложились в нечто определенное и слитное, в систему, претендующую на ведущую роль в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и наложившую печать на многие произведения изобразительных искусств. Модерн в архитектуре и на Западе и в России с самого начала противопоставил себя установившемуся ретроспективно-эклектическому общему течению, он объявил себя выразителем и носителем современных эстетических, художественных принципов, началом новой эпохи в архитектуре и искусстве. Фактически это так и произошло. Модерну суждено было распространить свое воздействие на длительный период. Приемы и формы модерна прослеживаются и в современном искусстве.