В Риме существовали самые разные типы жилых построек.
Дворцы:
- виллы — городская вилла, загородная вилла;
- одно-двухэтажные особняки, небогатые коттеджи;
- таберны — хижины бедняков;
- инсулы — многоэтажные доходные дома.
Римляне установили иерархическую систему типов жилой архитектуры, сохранившуюся и до наших дней. В городе основной архитектурной ячейкой был дворец или просто дом, в котором протекала деловая жизнь и который служил местом отдыха от работы.
В деревне эталоном богатой домашней жизни была вилла со всеми прелестями сельского уединения: виноградниками, рекой неподалеку от дома — для купания и рыбной ловли. Хотя у богатых римлян в городе были роскошные дворцы, летом они предпочитали отдыхать на виллах.
Вкусы римских богачей менялись очень быстро, и убранство вилл очень скоро выходило из моды. К примеру, Плиний пишет, что в 78 г. до н. э. дом Аепида в Риме считался лучшим ддя своего времени, а уже 30 лет спустя он даже не входил в первую сотню модных владений. Один стиль очень быстро сменялся другим. Особенно явственно проявлялась смена стилей в настенных росписях.
В инсулах размещались бедные обитатели Рима. Чаще всего эти здания были плохо построены и отличались полным отсутствием удобств, санитарных условий и обособленности. Но кроме них также существовали роскошные обустроенные квартиры.
О жилых домах этрусков можно судить по терракотовым урнам этрусского периода, которые воспроизводят форму хижины. Самые древние — круглые в плане с высокой кровлей, покрытой соломой, — освещались через двери. Позже появился прямоугольный в плане жилой дом, в центре которого главное помещение — атриум — освещалось через отверстие в крыше — комплювий.
Во время дождя через комплювий вода стекала в специальный бассейн в полу под комплювием — имплювий.
Известно пять видов атриумов (по Витрувию).
Тосканский — кровля держится на двух парах горизонтальных балок, в месте пересечения балок находится прямоугольное отверстие комплювия.
Четырехколонный — по углам комплювия поставлены четыре колонны, которые поддерживают балки перекрытия.
Коринфский — в нем колонн больше, они находятся не только по углам, а еще по сторонам комплювия. Коринфский атриум представляет собой промежуточный вид между атрием и перистилем.
Дождеотводящий — устраивается по принципу тосканского, но скаты кровли направлены не внутрь, а наружу.
Крытый — атрий без комплювия (если над ним еще один этаж).
Атриумный дом — этрусский, италийский тип жилища, в котором могло быть несколько разных атриев или же только один. Очаг в таком доме располагали в атриуме недалеко от имплювия, чтобы дым вытягивался через отверстие в кровле. Важное место отводили ткацкому станку хозяйки, помещавшемуся также в атрии. Вокруг атрия группировались остальные комнаты, не имеющие входов с улицы. Входная комната на одной оси с атриумом- вестибул (вестибюль). Напротив вестибула, с другой стороны от атрия, находилась хозяйская спальня, справа и слева от нее — столовая, кладовая и т. п.
Наиболее ценные памятники, дошедшие от этрусков, — гробницы в Черветери, Тарквинии и Кьюзи. Благодаря находкам в этих гробницах можно понять, как выглядела система декора у этрусков.
В «Гробнице Львиц» в Тарквинии на стенных росписях изображены живые сцены — пиры, танцы, борьба. Все эти изображения тянутся одним продолжающимся фризом и выполнены оттенками синего и коричневого цветов. В росписях использованы растительные и цветочные мотивы и изображения зверей и птиц.
В гробницах города Черветери (недалеко от Рима) можно проследить изменения этрусской архитектуры жилых зданий с VII по V в. до н. э., т. е. периода процветания этрусской цивилизации. Этруски испытали сильное влияние и восточной культуры, и греческой. В «Гробнице Капителей и Рельефов» в Черветери сохранились каннелированные пилястры, капители с восточными мотивами, лепные фризы с изображением воинского оружия, шлемов, ваз и чаш, а также животных.
Потолки украшены резьбой, которая имитирует балочные перекрытия и декоративный узор между балками. В гробнице V в. до н. э. в Кьюзи сохранились массивные каменные двери, вытесанные из цельного блока. Как и греки, этруски любили возлежать на ложах во время трапез. Их домашние интерьеры были ярко расцвечены отчасти в восточном, отчасти в греческом вкусе.
Базилики — важный тип общественных зданий в Древнем Риме. Они представляли собой крытые залы ддя торговых сделок, судебных заседаний, политических собраний и пр. Подобные постройки встречались уже в Древней Греции. Римские базилики, как и греческие, были сначала светскими зданиями. Позже ранние христиане приспособили их под храмы.
Общая черта базиликальных построек — вытянутый план, членение на три или пять нефов. В интерьере базилики был второй этаж, на котором располагались галереи для прогулок. При строительстве базилик применялся прием, получивший название базиликальный разрез, — приподнятость центрального нефа над боковыми для устройства светопро- емов. Перекрытия в ранних базиликах — балки, своды. Входы в светские римские базилики находились как с длинной, так и с короткой стороны здания.
Базилика Максенция — одно из последних по времени сооружений Древнего Рима. В ней использованы крестовые своды — предвосхищение средневековых конструкций. Входы в базилику Максенция располагаются и на длинной, и на короткой стороне, напротив каждого входа расположена абсида.