Использовать цветной мрамор для колонн и узорчатых полов могли только очень богатые люди, поэтому эти материалы встречаются лишь в их жилищах. К началу I в. н. э. в Риме вошло в обычай облицовывать стены и пол белым или цветным мрамором.
Очень часто использовали порфир, который любили за его характерную структуру — на фоне темной бордовой массы мерцают белые или ярко-красные кристаллы. Также был распространен и гранит. В период правления Августа предпочитали прямоугольные геометрические узоры контрастных цветов.
Помимо мрамора существовал еще один вид настенного декора, он стал очень популярен в I в. н. э. Это была мозаика, как и для полов. В одном из своих писем 64 г. Сенека сообщает, что не иметь настенных мозаик — это явное проявление старомодности.
Римляне четко различали: напольные и настенные мозаики. Напольные мозаики назывались ltnostratum или tesselatum, их делали ремесленники, которые назывались tesselarii. Настенные мозаики назывались opus musivum, их делали мастера-мусиварии (musivarii).
Римляне были очень изобретательны в поисках новых материалов.
Гиберии первым из римлян стал использовать стеклянные тессеры для мозаичных композиций. Во II в. н. э. термы уже называли «стеклянными домами». Стеклянные мозаики, т. е. мозаики из смальты, очень красиво переливались и сверкали, особенно если они сочетались с золотом.
В знаменитом «Золотом Доме» Нерона (Domus aurea) были использованы именно смальтовые мозаики в сочетании с золотом, в частности, на сводах знаменитого Октагона. Все современники писали о впечатлении роскоши и великолепия, которое производил дом Нерона.
Римляне использовали также и другие материалы. Например, применялись раковины, особенно витые. Кроме того, использовали так называемую египетскую лазурь краситель, который изготавливали из кварца, нагретого до 850 °С, из медных добавок (обычно малахита), карбоната кальция и натрия. Настенные мозаики делали не только на больших плоскостях, но и на маленьких участках стены.
Настенной живописи римляне также уделяли очень большое внимание. В знаменитых помпейских домах были найдены замечательные образцы настенных росписей, которые классифицированы по стилям и хронологии.
Греческий стиль росписи «под кладку» вошел в употребление в Риме и Помпеях в начале II в. до н. э. и был известен как Первый помпейский стиль (или Инкрустационный стиль). До середины I в. н. э. только немногие помпейские дома имели окна, поэтому декором можно было покрывать очень большие стенные плоскости.
Окна были очень маленькими, отсюда возникало стремление расширить пространство, что и делалось с помощью иллюзионистической живописи с воображаемыми архитектурными формами. Первый помпейский стиль является имитацией мраморной облицовки, членение стены и швы между воображаемыми плитами камня создаются при помощи рельефа штукатурки, затем имитируемые каменные плиты раскрашиваются.
Вскоре после 80 г. до н. э. вошел в употребление Второй помпейский стиль (Архитектурный стиль, Перспективный стиль). Сначала это были нарисованные колонны, которые стояли на подиуме и поддерживали иллюзорный карниз. Около середины I в. до н. э. верхнюю часть стены стали как бы «открывать» небу, как в саду, — это хорошо видно в некоторых комнатах «Виллы Мистерий» в Помпеях и в кубикуле из виллы в Боскореале. Художники-декораторы стали изображать архитектуру на стенах домов, сокращающиеся в перспективе архитектурные элементы, целые здания, улицы и города.
Третий помпейский стиль (Орнаментальный, «Канделябрный») не стремился увеличить реальное пространство за счет иллюзорной трехмерной рисованной архитектуры. Для Третьего помпейского стиля характерны очень прихотливые обрамления, в которые помещались фигуративные картины. Это всевозможные канделябры, завитушки, маски, подвешенные на шелковых нитях, абстрактные мотивы. Для Третьего стиля характерно также внимание к мелким деталям, их выделяли за счет больших плоскостей нейтрального цвета.
Поздний Третий помпейский стиль — это «Дом Марка Лукреция Фронтина» в Помпеях. Во фресках этого дома уже видны черты последнего, Четвертого стиля.
Расцвет Четвертого стиля совпал с разрушением Помпей в 79 г. н. э. Именно Четвертый стиль (Декоративный, сочетание Второго и Третьего) был любимым стилем императора Нерона. Он является несколько перегруженным сочетанием архитектурных росписей с канделябрным декором, иллюзионистических фрагментов с локально окрашенными плоскостями стен, на которых помещались только небольшие картины в прихотливом обрамлении. В Помпеях к этому стилю относятся «Дом с красными стенами», «Дом Столетия» и «Дом Юлия Полибия».