Фэрнсуорт-хаус (дом Эдит Фэрнсуорт) в Фокс-Ривер, штат Иллинойс (1945- 1950)

«Дом над водопадом» Эдгара Кауфмана в штате Пенсильвания, построенный Райтом в 1935- 1939 гг., Американская академия архитектуры в 1991 г. назвала «лучшей работой за всю историю американского зодчества». При проектировании этого своего самого знаменитого произведения Райт оставил нетронутым водопад, над которым возвел дом. Все перекрытия дома — железобетонные плиты, консольно вынесенные на разных уровнях и в разных направлениях от центрального массива. А центральный массив — как бы скала — выполнен из местного рваного камня. Таким образом, все конструктивные горизонтальные элементы гладкие и светлые, все вертикальные — темные и брутально-шершавые. «Скальная» эстетика присутствует и в интерьере. Одну стену составляет необработанная часть скалы, на которой воздвигнут дом. «Дом над водопадом» представляет собой единый композиционный организм.


Административный комплекс компании «Джонсонс и сын» в Рейсине, штат Висконсин (1936- 1939), расположен в промышленной зоне, поэтому отгорожен от внешнего мира глухими кирпичными стенами. Естественное освещение в этой постройке — только верхнее. В главном зале комплекса образована сетка колонн, перекрытиями служат диски, образованные как бы раскрытыми капителями колонн. Промежутки между ними заполнены огнеупорными стеклянными трубками. В 1950 г. рядом со зданием Райт построил комплекс исследовательского центра той же компании — башню-лабораторию, службы, лекционные залы, библиотеку, столовую и пр. Для соединения старой и новой частей комплекса он применил длинный переходной мостик со стеклянным сводом.


Мебель Райта является воплощением его «органических» принципов. Зачастую она несколько тяжеловесна, всегда геометрична. В качестве материалов Райт использует, как правило, дуб, красное дерево. Наглядным примером мебели Райта является цилиндрический стул для дома Д. Мартина в Буффало (1904).


В США уже в 1930-е гг. жилые дома среднего слоя населения были оснащены многими техническими приборами и устройствами (радиоприемники, холодильники, тостеры, стиральные машины и даже первые телевизоры). Границы между дизайном мебели и индустрией начали стираться. Серийно производимая продукция из новых экономичных материалов имела большой спрос у потребителя.


Ээро Сааринен, Чарльз Эймс — представители т. н. «органического стиля» в мебельном дизайне. Они использовали в своих работах такие материалы, как полиэстер, алюминий, фанеру. Легкие свободные линии, повторяющие формы тела, — отличительная черта «органической» американской мебели. Эту мебель начали производить серийно только после 1945 г., когда закончилась экономия материала.


Интернациональный стиль в Италии представлен работой «Группы 7» в Милане и творчеством Джузеппе Терраньи, построившего виллу Бьянка в Севесо около Милана и виллу Бьянки в Реббьо около Комо под несомненным влиянием творчества Ле Корбюзье. Ему же принадлежит программно-функционалистский «Народный дом» в Комо (1932 — 1936).


В Англии в интернациональном стиле работали немец Эрих Мен- дельзон, Вальтер Гропиус, Серж Чермаев.


Дом на Чёрч-стрит (Челси, Лондон, 1936) является хрестоматийным образцом английского «интернационального стиля», с применением встроенной мебели и предметов обстановки — от музыкальных кабинетов до радио, телефонов и граммофонов. В довоенной Англии работала также группа «Тектон»: Энтони Читти, Денис Лэсден, архитектор русского происхождения Бертольд Любеткин и, наконец, Рэймонд Мэгра и Годфри Сэмюэл.


В СССР Объединение современных архитекторов (ОСА), созданное в 1925 г., утверждало принципы архитектурного конструктивизма и было ближе всего к западному функционализму довоенного периода.


В это объединение входили братья Веснины (А. Веснин — председатель ОСА), архитекторы И. и П. Голосовы, М.Я. Гинзбург и многие другие. Главная задача ОСА — «организация пространства для определенного четко установленного производственно-бытового процесса, в нем проистекающего».