В 1930-е гг. начинается строительство Московского метрополитена — первого крупного достижения Советской страны. При его строительстве безусловной оыла ориентация на создание лучшего в мире произведения в этом жанре. Каждая станция московского метро была уникальна по своему архитектурному решению. Киоски, разменные кассы метро выполнены т. н. «аэродинамическом» стиле, для которого характерны преобладание мягких криволинейных поверхностей, блестящие металлические накладные детали. Образ метро создавался как образ безукоризненной системы, все детали которой подогнаны друг к другу, работают четко как часы. В проектировании первых станций метрополитена использовались и конструктивистский, и классический языки.
Традиции конструктивизма (сдержанность декора, отсутствие ордерных деталей) безусловно прослеживаются в оформлении станции «Сокольники» (1935, И. Таранов, Н. Быкова), «Красносельская» (1935, Б. Виленский, В. Ершов).
Псевдоклассицистические приемы удачно воплощены в решении станций «Красные ворота» (1935, И. Фомин), «Дворец советов» (ныне «Кропоткинская», 1935, А. Душкин, Я. Лихтенберг), «Маяковская» (1938,
А. Душкин, использована конструкция из металлических опор — техническое новшество). В интерьерах станций метро активно использовалась скульптура.
С сер. 30-х гг. профессиональные контакты с дизайнерами других стран практически прекратились. Во второй половине 1930-х гг. в советской архитектуре начинает господствовать т. н. «социалистический ампир». «Формализм» — такой была общая официальная оценка предыдущего этапа предметного формообразования 20-х гг. По сути, социалистический ампир в СССР — такой же псевдоклассицизм, как в тоталитарных Германии и Италии. Этот стиль использует ордерные архитектурные формы, дорогие отделочные материалы, лепные и расписные детали потолков. ‘
К образцам этого стиля можно отнести интерьеры гостиницы «Москва» (А. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран), жилой дом на Моховой улице (1932- 1934), построенный архитектором И.В. Жолтовским по образцу ренессансного палаццо. В доме на Моховой были спланированы разнообразные квартиры — от однокомнатной до пятикомнатной. Встречались двухэтажные апартаменты с помещениями для домработниц, большими кухнями, ванными комнатами, в которых были установлены радиаторы для просушки полотенец. Во всех квартирах был уложен хороший паркет, разнообразный по рисунку, каждая комната квартиры имела функциональное предназначение — спальня, кабинет, гостиная, столовая… Отделка потолков жилых комнат включала лепные филенки и декоративные росписи в духе Третьего помпейского стиля.