Мебель помогала создать и конкретизировать образ помещения, подчеркнуть его функциональное назначение. В зале мебели почти не было, он должен был вызвать ощущение свободы, простора, ведь это место для танцев, парадных обедов, праздников, со множеством движущихся и говорящих гостей. В зале могли стоять банкетки, табурэ, на худой конец — стулья, но не кресла и не диваны.
Гостиная — комната для собеседников, пребывающих в покое, комната, где можно удобно расположиться. Гостиные были рассчитаны на долгое и малоподвижное пребывание. Здесь вели беседы, читали, рисовали, вышивали, вязали, поэтому в таких комнатах всегда было много мебели: как минимум, два стола — один перед диваном на одной, другой — на четырех низких ногах — львиных -зanax, столики для рукоделия, зеркала с подзеркальными столиками, у окон тумбы со скульптурами или вазой. Угловые шкафы назывались наугольными, они были удобны и незаметны в интерьере гостиных.
Мебель держали в чехлах: бережливость стала дворянской традицией. На изящных столиках гарнитуров можно было видеть альбомы со стихами, фарфоровые игрушки, в шкафах фаянсовую посуду — символ зажиточности дворянина. Непременным предметом интерьера стали и ширмы, как бы отгораживающие дворянина от остального пространства с целью уединения.
Хозяин спешил в свой кабинет, который принадлежал не к парадным, а к приватным комнатам. В нем находились стулья, диван, кресла, секретер, бюро или конторка. Обязательны были трубки с чубуками, обшитыми бисером, табакерки. Курить разрешалось только в кабинете, чтобы в других комнатах не было запаха табака. Гордость хозяина — коллекция курительных трубок, часто выставляемых для всеобщего обозрения на специальных пирамидах. Чубуки — трубчатые стержни иногда достигали невероятной длины. В кабинете утверждалась жизнь хозяина. Здесь же хранилась библиотека. Только большую библиотеку помещали отдельно на первом этаже. Библиотека была символом культуры и старины рода. В кабинете хозяина дома мы бы увидели письменный стол с креслом, конторку для работы стоя, шкафы с книгами.
Кресло из гостиного гарнитура.
Мебель, зеркала, сентиментальные картины и красивые вышивки украшали его. Там же был секретер для хозяйственных тетрадей и альбомов для стихов и романсов. В него делали записи гости. Альбомомания охватила всю женскую половину общества конца XVIII — начала XIX в.
Парадные спальни — на первом этаже, вседневные, обычные, рядом с кабинетом на втором. Первыми не пользовались, они свидетельствовали о знатности и благосостоянии владельца. В спальне хозяйки — зеркала, нахтышные (ночные) столики около кровати, рабочие столы для рукоделия (бобики), стол для завтрака с мраморной столешницей.
К спальне примыкали две комнаты, выходящие окнами во двор, — гардеробная с вешалками и сундуками для нарядов господ и уборная со шкафом. В нем находился умывальник и ящик с грязным бельем. В резном кресле красного дерева господа оправляли свои потребности.
Традиция расселения была такова: в бельэтаже жили родители, на антресолях или в мезонине — дети, слуги, учителя. Комнаты не проветривали месяцами, форточек не было, а окна не открывали: боялись простуды. От запахов и спертого воздуха жгли курительные свечи, пропитанные душистыми смолами. Освежали воздух с помощью сильного приятного запаха, например, уксуса, мяты, духов. Эти вещества плескали на раскаленный в печи кирпич. Использовали конусы из бересты или бумаги, пропитанные смолами. Их помещали возле свечей.
Я. М. Неверов «Описание помещичьего дома»
«Весь барский дом разделялся на две половины — мужскую и женскую. Первая состояла из прихожей, обвешанной охотничьими трубами, оружием — огромного зала, буфета, биллиардной, диванной и так называемой братской комнаты, в которой помещались сыновья помещика, когда приезжали в отпуск. Все эти комнаты были очень обширны, и в них же помещались и гости, оставшиеся ночевать.
Вторая, собственно женская половина барского дома, начиналась гостиной, которая, собственно была нейтральною комнатою. Здесь же обыкновенно проводили время все члены семьи и гости, здесь стояло фортепиано. За гостиной следовала так называемая спальня, но в ней не было ни кровати, ни каких-либо других спальных и туалетных принадлежностей, а это была в сущности вторая гостиная.
Отличием ей служила ниша, за которой помещались постельные принадлежности, в этой же комнате стояли шкафы с книгами Затем следовал кабинет, но также без всяких кабинетных принадлежностей^ просто большая комната с разными хозяйственными вещами и отхожим местом, тут же был вход в девичью, огромную комнату с несколькими отдельными каморками».
В XVIII в. появились водопроводы в имениях богатых дворян. Они заботились о снабжении водой садов и парков. С 1779 по 1804 г. строили водопровод из Мытищ. Она шла к фонтанам, из резервуаров которых брали и развозили по городу воду водовозы. В начале XIX в. появился первый городской водопровод в Москве. Из Мытищ протянули тоннель, по которому шла вода в бассейны. Оттуда ее брали водовозы и жители. Пять «фонтанов» — водоразборных бассейнов — снабжали жителей водой.