Альгамбра, выраставшая из ущелья, надвое разделяющего город Гранаду, сияла подобно драгоценному камню невообразимых размеров. Она строилась как крепость и дворец в течение нескольких столетий. Значительному обновлению и перестройке Альгамбра подверглась в период между 1309 и 1354 годами, когда у власти были Абд-эль-Валид и его наследники. В этом дворце интерьер и фасады переплетаются и смешиваются как мало в каком еще из европейских средневековых дворцов.

В знаменитом Дворике Львов сохранился фонтан, укрепленный на спинах львов; из фонтана вода растекается по четырем трубам. Обилие воды — в бассейнах, резервуарах, каналах и в быстрых потоках, бегущих сквозь дворы и помещения,— сочетается с обильной лепниной и цветными изразцами на стенах, в куполах и апсидах, чтобы создать дворец наслаждения, равного 1354—1391 гг.

Взаимопереходы внутреннего и внешнего пространства, которые характерны для архитектуры Альгамбры, подчеркнуты резным, лепным и изразцовым декором на стенах и сводах. Все без исключения поверхности покрыты узорами. Потолки часто расписаны (как в Зале Королей, например) или сделаны из кедровых балок (как в Зале Послов), а нередко оформлены сталактитовыми сводами или узором пчелиных сот. Одной из наиболее примечательных особенностей Альгамбры являются глазурованные изразцы всех форм и оттенков.

Также способствуют созданию атмосферы неповторимости и сказочности всевозможные фонтаны, альковы, ниши и колонны. Изразцы преимущественно изготовлялись в керамических мастерских в Малаге, которому нет в Европе. Переходы из колонных залов в открытые колоннады внутренних двориков и галерей трудноуловимы, а пышная листва деревьев и цветов отражается в сложных, насыщенных зеленью узорах выложенных изразцами стен.

Влияние мавританского стиля за пределами Испании было менее значительным, чем влияние византийской декоративной системы, поскольку Испания того времени была отрезана от остальной Европы не только Пиренеями, но и конфессиональным барьером.

Неправильно было бы считать, что контакты между маврами и основной линией развития искусства в Западной Европе и Византией были производными от военных походов и конфронтаций. Между 961 и 976 годами халиф Кордовы эль-Хакам II получил от византийского императора Никифора Фоки 325 тонн мозаичной смальты, присланной в сопровождении одного мастера-мозаичиста.

Последняя патетическая нота, обозначившая упадок средневековых империй, и византийской в особенности, прозвучала в самом центре нового европейского мышления — во Флоренции. Во фреске в палаццо Медичи-Рикарди, изображающей царей, едущих на поклонение в Вифлеем, Беноццо Гоццоли поместил портрет Константина XI Палеолога, последнего ромейского (византийского) императора. Император встретил свою смерть под стенами павшего от турок Константинополя в 1453 году.