Италия занимает особое место в культуре средневековой Европы. «Временами итальянская романика в большей степени Возрождение, чем само Возрождение» (М.В. Алпатов). Поскольку в Италии даже в период Средних веков были чрезвычайно сильны античные традиции, романская система на итальянских землях проявилась не полностью.
Ансамбль города Пиза показателен для итальянской романики. Он включает в себя отдельностоящий баптистерий, колокольню (кампаниллу) и большой собор. Пизанский собор (1068-1118) в плане имеет форму латинского креста с продольной пятинефной частью и трехнефным трансептом. Центральные нефы продольной части и трансепты заканчиваются абсидами. Перекрытие центрального нефа — деревянный каптированный потолок, боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Над средокрестием возвышается овальный в плане купол. Пронизанный светом и воздухом интерьер, стройные аркады на гранитных колоннах, облицовка стен белым и темнозеленым мрамором создают впечатление праздничности и нарядности, типичное для итальянской архитектуры этого периода.
Во многих итальянских городах, особенно на юге Италии, сказывается в романский период византийское влияние. В XI-XII вв. в Италии обосновались мастерские византийских мозаичистов, резчиков по кости, мастеров по художественному металлу. Техника марморариев (мраморщиков) получила распространение не только в Южной Италии и Сицилии, но также в Риме и, к примеру, в Тоскане. Она заключается в том, что из тонких цветных мраморных пластинок вырезаются отдельные фигуры орнамента, которые вставляются в соответствующие углубления архитектурных элементов и деталей. Так формируется особый стиль мраморной облицовки фасадов и интерьеров соборов, который получил название «инкруста- ционный стиль».
Византийское влияние в отделке интерьеров соборов безусловно на юге Италии, особенно на Сицилии. Примеры смальтовой отделки интерьеров дают капелла Палатина в королевском дворце в Палермо (1129 — 1140 гг.), собор в Монреале (1179 — 1189), богатый мозаичный декор не только в интерьере, но и в клуатре, где мозаикой выложены стволы колонн.
Знаменитый собор Сан Марко в Венеции (XI в.) был также выстроен и декорирован по византийскому образцу и является копией собора Св. Апостолов в Константинополе. План собора Сан Марко представляет собой греческий крест, ветви и центр которого перекрыты куполами.
В отделке интерьеров собора Сан Марко применены приемы византийской архитектуры времени Юстиниана: нижние части стен облицованы огромными (ок. 3 м в высоту) каменными плитами с тонко подобранным узором и богатыми оттенками сероватых тонов, создающих впечатление прихотливого орнамента. Верхние части, а также арки и купола как бы затянуты золотой парчой смальтовых мозаик. Пол собора выложен мелкомодульной мраморной мозаикой с геометрическим рисунком (сочетание кругов и прямоугольников).
В интерьерах итальянских церквей, как в эпоху Карла Великого, использовались античные и византийские колонны, причем мрамор колонн был разноцветным, а капители иногда позолоченными.