Интерьер Роберта Адама

Италия страна, которая послужила для всех источником вдохновения в классицистическую эпоху, но собственно мастеров-итальянцев по происхождению в этот период работало очень мало. Зато в Италии активно работали иностранцы, и в их числе — Шарль-Луи Клериссо.

Одно из самых оригинальных его созданий — Руинная комната в монастыре Санта-Тринита деи Монти в Риме, в интерьере которой он придерживался строго античной концепции, но при этом применил барочный прием иллюзорной архитектуры, имитировав средствами живописи целлу храма изнутри.

спальне короля в Китайском домике в Палермо

Удивительно, что в самом Риме, вскормившем стольких художников, не было создано ни одного значительного неоклассического интерьера. Довольно зрелый классицизм представлен в Золотом салоне палаццо Киджи в Риме работы Джованни Стерна. Стиль этого салона напоминает французский «стиль Людовика XVI».

В Казерте, недалеко от Неаполя, в новых покоях Королевского дворца имеется зал Марса, являющий пример итальянского ампира. Зал украшен двенадцатью рельефами на сюжеты из «Илиады». Росписи потолка «Смерть Гектора» и «Триумф Ахилла». Для классицистических интерьеров Италии характерно обилие мрамора, и в зале Марса этот материал активно используется.

В спальне короля в Китайском домике в Палермо (Сицилия) в декорации интерьера смешаны китайский, турецкий и помпейский стили. Такой эклектизм интерьера обусловлен желанием заказчика. Кроме прочего, король Фердинанд II хотел, чтобы на росписях в помпейском стиле были видны следы сырости, проступившей от времени.

Англия была очень хорошо подготовлена к приходу неоклассического стиля, поскольку там уже работали палладианцы — Иниго Джонс и другие. Английские палладианцы еще в барочную эпоху так сформулировали свои пристрастия:

«Ты показал, как был вкус римлян благороден:

Красою славный дом был для жилья пригоден».

А. Поуп. Послание к лорду Берлингтону

Новые палладианцы — лорд Берлингтон, Кент, Кэмпбелл, Джон Вуд — продолжили традицию XVII в. Их излюбленным архитектурным мотивом, прототипом многих построек, послужила знаменитая Вилла Ротонда Андреа Палладио. По ее образцу были построены вилла в Чизике (Чизик-хаус) лорда Берлингтона и замок Кемпбелла в Мериуорте (Кент).

Палладианство приветствовало упрощения, поэтому было применимо в весьма скромных зданиях. В палладианских интерьерах использовались обшивка простыми деревянными панелями, двери с прямыми антаблементами, крупные кессоны потолка. Центром композиции обычно был мраморный камин. В такой интерьер идеально вписывалась живопись — пейзажи и портреты, характерные для английской живописи того времени. Получался строгий, но немного тяжеловесный интерьер.

Архитектор Роберт Адам разработал такой стиль, который не был тяжеловесным. Архитектура зданий, построенных Адамом, по своим пропорциям и очертаниям была палладианской, но такая черта палладиан- ства, как весомость архитектурных форм, его отталкивала. Массивные антаблементы, тяжелые кессонированные потолки, архитектурные обрамления дверных и оконных проемов он стремился заменить «прекрасным разнообразием членений, изящно вылепленных в духе античности». Вместо крупных масс с явными акцентами (двери, окна, камин) Адам создавал интерьер из плоских поверхностей, «затянутых» единообразным орнаментом. Тяжелым палладианским кессонам он предпочитал плоский потолок.

Интерьер Роберта Адама

В проекте Нортамберленд-хауса Адама декор потолка повторяет узоры ковра, что придает комнате декоративное единство. Камин мраморного зала в Кедлстон-холл, графство Дербишир, являет ярчайший образец стиля Адама.

Знаменитый Сайон-хаус Адама поражает монументальным декором приемной, где использованы колонны из искусственного мрамора. Это один из самых «римских» интерьеров Адама. В декоре приемной он использует неожиданную деталь: золоченые статуи на выступах антаблемента. Полихромия приемной контрастирует с аскетизмом черно-белого вестибюля — одного из самых стильных интерьеров архитектора.

В Остерли-парк, Миддлсекс, сохранился наилучший в Лондоне образец стиля, который называют «этрусским». Источником этого стиля послужили, скорее всего, помпейские росписи, а также вазопись чернофигурного и краснофигурного периодов. Греческие вазы тогда считались этрусскими и служили приманкой для всякого коллекционера. Здесь же, в Остерли-парк, Адамом создана библиотека в рафинированно-светлых тонах с применением встроенных книжных шкафов. Весь настенный декор настолько плоский, что отсутствует даже полка над камином.

Салон в Салтрем-хаус, графство Девоншир — один из самых утонченных примеров стиля Адама. Также необычайно гармоничны интерьеры Хоум-хауса в Лондоне и библиотека Кенвуд-хаус (Хайгейт) в Лондоне.

Элегантный стиль Адама пережил головокружительный взлет и потом быстро (начиная с 70-х гг.) вышел из моды. Критика называла его слишком легкомысленным и поверхностным, а обилие декоративных форм стало казаться слишком дорогостоящим.

Вслед за Адамом необходимо назвать такого архитектора, как Джеймс Уайет, отделавшего вестибюль Хевенингем-холла в адамовском стиле. Наследником французских традиций выступает англичанин Томас Хоуп.

Он выработал свой стиль декорации на основе французского ампира, основные элементы позаимствовав у Персье и Фонтена. Пример его стиля — проект Индийской комнаты. Сэр Джон Соун, работавший на рубеже XVIII — XIX вв., был талантливым архитектором и во многом новатором. В собственном доме на Линкольнз-Инн-филдз (1812) он оборудовал комнату для завтраков, в которой применил живописный подход к интерьеру — поместил широкие пониженные арки на тонких опорах, использовал свет, падающий из барабана купола. Зеркало над камином в его интерьере висит под углом к стене. Желтая гостиная Уимпол Холл, графство Кембриджшир, декорированная Дж. Соуном, — снова купольное помещение.

Банкетный зал и кухня Королевского павильона в Брайтоне, оформленные Джоном Нэшем, представляют собой роскошные интерьеры, в которых искусно скрыто применение современных технологий: железо для строительных конструкций и пальм (на кухне), газовое освещение, цемент во внешнем оформлении.