Во Франции ведущим архитектором классицизма был Жак-Анж Габриэль. Одно из его произведений — Малый Трианон в Версале. Это небольшой павильон, но его архитектура и интерьеры являются самым совершенным и утонченным образцом раннего неоклассического стиля.
Интерьер дворца отделан в мягких бледных тонах. Очертания зеркал, и филенок прямоугольны или завершаются правильной аркой. Повсюду используется один и тот же ограниченный набор декоративных элементов: венки, гирлянды, трофеи, лавр, акант.
Увенчания дверей также прямоугольны. Этот несколько женственный интерьер покоряет скорее благородной элегантностью, чем подлинным величием.
Элегантную четкость стиля демонстрирует и крошечный будуар мадам де Серийи архитектора Клода-Никола Леду (теперь — в Музее Виктории и Альберта), украшенный замечательными гротесками.
Такая концентрация высокого мастерства в одном интерьере — стенные росписи, живопись, лепнина лучших мастеров — характерна для предреволюционного десятилетия, когда по причине гигантских расходов на украшение жилья произошло не одно банкротство. Так называемый «этрусский стиль» представляет будуар Марии-Антуанетты в Фонтенбло. Роспись на потолке будуара изображает небо.
Шарль де Вайи, живописец, архитектор и декоратор, в своем проекте салона несохранившегося палаццо Спинола в Генуе использовал драматическое освещение, чтобы усилить эффект. Благодаря этому в интерьере чувствуется дух барокко, но вся отделка салона неоклассическая. Камин с курящимся треножником, который опирается на сфинксов, кариатиды и барельефы имеют сутубо классицистический характер.
Французские архитекторы Персье и Фонтен, наследники стиля Габриэля и Леду, в 1812 г. выпустили книгу гравюр интерьеров, деталей их украшений и обстановки — «Собрание образцов убранства и интерьера», которая была снабжена превосходными гравюрами с чередой разнообразных интерьеров, деталей их украшения и обстановки.
Например, лист 13 из «Собрания образцов убранства интерьера» изображает «Перспективный вид спальни гражданина В. в Париже», в котором проявляется зарождающийся ампир.
В книге Персье и Фонтена запечатлено все — потолки, камины, мебель, бронза; можно сказать, что именно эта книга обозначила момент зарождения «дизайнерского культа», свойственного нашему времени.
Первым официальным совместным заказом Персье и Фонтена было оформление зала Конвента в Тюильри. Во время Консульства им поручалась реставрация бывших королевских дворцов. В Елисейском дворце частично сохранилась комната Мюрата с изысканно-стройными колоннами раннего классицизма. Платиновый зал Персье и Фонтена в Касита дель Лабрадор в Аранхуэсе около Мадрида являет образец ампира.
Персье и Фонтен начали внутреннюю переделку Мальмезона, дворца Наполеона — первого Консула, около Парижа. Элегантная простота Музыкальной комнаты Мальмезона сочетается по стилю с помещением Библиотеки. Этот стиль еще не может в полном смысле считаться стилем ампир. Спальня Жозефины в Мальмезоне с «римским» шатром из алого кашемира на позолоченных колонках, закрывающим кровать, с резными лебедями и с написанным на потолке небом является шедевром этого стиля.
Интерьеры отеля Богарне в Париже созданы неизвестными авторами. До наших дней сохранил свой первоначальный облик так называемый салон Времен Года в отеле Богарне, демонстрирующий сибаритский характер ампирного интерьера.
Проекты архитектора Ж.Ф. Шальгрена интересны своим «чистым» вариантом классицизма. Холодный аскетизм стиля очевиден в его проекте салона (1781), в спроектированной им лестнице Люксембургского дворца в Париже.
Лестницы классицизма монументальны и строги, чем производят сильный эффект, в отличие от пышного эффекта барочного периода. В связи с этим логично было бы вспомнить лестницу в Мейзон-Лаффит архитектора Мансара, созданную еще в эпоху барокко, но отличающуюся чисто классицистической гармонией. Считается, что интерьеры замка Мейзон-Лаффит — наиболее полное выражение таланта Мансара. В то время как его современники использовали позолоту и цвет, сам он опирался на противопоставление архитектурных масс и пустоты, гладких и декорированных зон в соответствии с классической традиции ей Браманте.