Хронологические рамки периода Ар Деко в специальной литературе сильно разнятся. Иногда точкой отсчета называют 1910 г., некоторые авторы считают, что этот период начинается после 1918 гг. В любом случае апогей стиля Ар Деко приходится на 20 — 30-е гг. XX в.
1. Во Франции Ар Деко — декоративный стиль роскоши, который гемонстрировал высокий уровень жизни. Как и в других европейских странах, во Франции Первая мировая война сильно повлияла на дальнейшую судьбу архитектуры. После войны, в 1920-е гг., возникла настоятельная потребность в стиле, который бы напоминал о довоенной роскоши. До Первой мировой войны помимо стиля Ар Нуво в моде был великосветский стиль, представлявший собой смесь стилей «Луи XVI», ампира и Директории. Персонажи знаменитого цикла Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» жили именно в таких интерьерах. Благодаря послевоенной тяге к роскоши и появляется стиль Ар Деко — последний «новый» стиль, сознательно ориентированный в прошлое. В нем перемешались самые разнообразные тенденции — Античность, XVIII в., влияние Русских Балетов, отчасти Примитивного искусства.
К предыстории этого стиля относят отдельные интерьеры Ар Нуво, например, знаменитую виллу Ф. Фон Штука (немецкого художника-символиста) с ее очевидной оглядкой на классику.
Ар Деко в плане формообразования являет собой полную противоположность предконструктивизму и функционализму. Ар Деко игнорирует массовое промышленное производство товаров, выдвигая на первый план ручное изготовление эксклюзивных предметов в единичных экземплярах. Декораторы Ар Деко использовали ценные и дорогие материалы — змеиную кожу, слоновую кость, бронзу, кристаллы а экзотическую древесину, а в более поздних вариантах стиля — экстравагантные комбинации с современными материалами: сталью, стеклом и пластиками. В интерьере Ар Деко главное внимание уделяется не столько функциональности, сколько декорированию и орнаментации.
Разница стилей Ар Нуво и Ар Деко в том, что интерьеры Ар Деко не являются синтетическими произведениями искусства, а скорее производят впечатление суммы отдельных составляющих, группировки стильных элементов — мебели, тканей, стекла, металла, керамики. Из классического репертуара новый стиль использует каннелированные колонны, фестоны, корзинки, стилизованные фрукты и цветы, рельефы с классическими или аллегорическими сюжетами, кессоны и др. Декораторы комбинируют все элементы с неповторимым шиком и энергией, свойственными новому стилю. Много в Ар Деко форм из образцов недавнего прошлого — Ар Нуво, различных исторических эпох и стилей, из экзотических культур. Чрезвычайно популярны геометрические орнаменты из шести-, восьмиугольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Используются цитаты из классицизма, преколумбийской, египетской культур, африканского искусства. В связи с таким пестрым спектром заимствований выделяется много направлений Ар Деко: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, модернистические варианты. Возникнув первоначально как стиль роскоши, со временем Ар Деко стал перенимать элементы «интернационального стиля», так как производство становилось все более массовым.
В 1925 г. в Париже состоялась выставка «Экспозиция Арт-Деко (Arts Decoratifs) в промышленной современности», давшая название новому стилю. В ней участвовали архитекторы и декораторы 20 стран, за исключением мастеров Баухауза и представителей США. Для этой выставки архитектор Ле Корбюзье создал свой знаменитый функционалистский павильон «Эспри Нуво», который рассматривался как провокация и был выдворен на задворки выставки. Интерьер «Эспри Нуво» не устарел и сейчас: скрытое освещение, пластинчатые поверхности, специально сконструированные полки и шкафчики, мебель из хромированных трубок произвели революцию в декоре интерьера. Советский павильон на парижской выставке был создан по проекту архитектора К. Мельникова и также демонстрировал достижения далекой от Ар Деко функционалистской архитектуры.
Фотографии Парижской выставки дают лучшее представление о стиле Ар Деко, чем сама дошедшая до наших дней архитектура.
Архитектор и декоратор Жак-Эмиль Рюльманн создал самые изысканные интерьеры выставки. Как и большинство «декораторов» того времени, Рюльманн поначалу был мебельным дизайнером. Он любил работать с редкими дорогими материалами: слоновой костью, черепаховым панцирем, лазуритом, шагреневой кожей, шкуркой ящерицы.
«Павильон коллекционера», созданный Рюльманном, представляет собой обширный круглый салон. Главным мотивом оформления является массивная хрустальная люстра. На стенах тоже ниспадают каскады хрусталя. Стены затянуты шелком, на котором раскинут узор из ваз, цветов и птиц. По верху стены идет гипсовый фриз. Камин зала кирпичный — единственная, может быть, уступка модернизму. Над камином располагается декоративное панно Жана Дюпа «Попугайчики» (характерная для Ар Деко чисто декоративная композиция из женских фигур с гипертрофированной мускулатурой). Интерьер «Павильона коллекционера» создает роскошную атмосферу для роскошной жизни.
Андре Гру- также один из престижнейших декораторов 1920-х гг. В упрощенные интерьеры стиля «Луи XVI» он помещал мебель, стилизованную в духе XVIII в., при этом смело используя современные акценты, например росписи, обои.