Сегодня и аксессуары, и мебель, и сама архитектура демонстрируют изысканную плоть и щегольские одежды. Они выглядят дерзко, дорого и разнообразно. В моде фактуры на показ и облицовки с артистично обработанной поверхностью. Есть тенденции, рожденные стилем, есть замешенные на этнических мотивах или социальной игре — дизайнеры продолжают экспериментировать с фактурами.
Все материалы по своей фактуре делятся на теплые и холодные, также как и цвет. Дерево, плетение из растительного волокна, шерстяные пледы и фетровые ковры «согревают» дом, делают его мягким и уютным. А «охлаждает», конечно, стекло, натуральный и искусственный камень, керамическая плитка и металл.
Правда, тут не все так просто. Неполированная сталь или матовый алюминий визуально не очень-то холодны. Покрытый блестящим лаком паркет выглядит и воспринимается не так, как обработанный матовым лаком. Облитый глазурью керамический декор выглядит не так, как фарфор-бисквит. Все глянцевое визуально прохладнее, чем матовое. Поэтому подходящей летней тканью для занавесок можно считать блестящий Шелк, а не только лен грубой фактуры.
Полированные и матовые поверхности. Если говорить о способах обработки лицевой поверхности материалов — фактурах, то основная градация здесь — деление на полированные поверхности и матовые. Кодированные — это гладкие поверхности металлов, стекло, зеркала, глянец керамической плитки, полированное дерево, водная гладь и многое другое. Примером матовых фактур являются ткани без металлической нити, текстурированная керамика и грубый камень, изделия из шамотной глины, текстильные обои, декоративные штукатурки без лака, мех, поверхности земли и травы.
Все эти материалы психологически воспринимаются человеком по-разному. К матовым поверхностям хочется прикоснуться они нам приятны на ощупь, рядом с ними тепло и уютно. Так и тянет погладить бархатную или велюровую обивку дивана, провести рукой по пушистому меху или ковру Такие фактуры, даже светлых холодных тонов, зрительно приближают стены и сужают пространство. Их антагонисты — полированные, глянцевые поверхности, имеющие отражающие свойства, напротив, отдаляясь от нас, визуально раздвигают стены.
Полированные, глянцевые материалы необыкновенно декоративны. Они ловят и множат свет, упавший на них, отражают близлежащие предметы с их оттенками, тонами и полутонами, они словно обладают трехмерностью, растворяясь в окружающем пространстве. Но… Они холодны тактильно и визуально. За полированной гранитной или стеклянной столешницей холодно сидеть. В зале, облицованном сверкающим мрамором, неуютно долго находиться. Эффектно, парадно, дорого, но как-то отстраненно-прохладно. И полированные керамогранитные полы, даже если они с подогревом, нам кажутся холоднее матовой текстурированной плитки, пока мы на них не наступили.
Этюды с фактурами
Задача архитектора, декоратора и дизайнера заключается как раз в том, чтобы использовать эти свойства материалов для создания нужного образа помещения. Давайте представим, что вы — художник. И у вас в этюднике лежат краски — плитка и керамогранит, обои и паркет, ткани и светильники. И вы должны использовать ту или иную «краску» не потому, что она вам нравится, а потому, что точно знаете, какого эффекта от нее ждете.
Суровый, очень основательный, «мужской» и вечно юный образ архаичной Греции. Дорические колонны из грубой шамотной глины или пористого, выветренного камня. Балки из иссушенного солнцем дерева. Рельефная напольная плитка и грубый колотый камень в облицовке.
Или другой интерьер. Полированный блестящий мрамор контрастных тонов, коринфский пышный ордер с обилием сияющих бронзовых или позолоченных деталей. Светильники, имитирующие чаши с открытым огнем или факелы на стенах, в свете которых сияют пурпуром шелковые драпировки. И перед нами уже другая картина — роскошный и властный Рим.
Ритм
Функционализм кухни станет мягче, если добавить несколько уютных штрихов, например подушки на стулья, салфетки, шторы.
Точно так же жесткие штрихи, тут и там, придадут слишком «женственному» помещению четкость, сделают его интересным. Но такие приемы не должны выглядеть случайными фрагментами. Чтобы композиция казалась законченной, фактуры в ней нужно организовать ритмично. А для полного эффекта в интерьере должно присутствовать и несколько отражающих поверхностей (стеклянные столешницы, зеркала, блестящие рамы, фурнитура на мебели). Матовое рядом с блестящим, шершавое с гладким, мягкое с твердым, непрозрачное с прозрачным — ритмично группируя эти материалы, можно подчеркнуть индивидуальность каждого предмета и добавить эффектности помещению.
Свет
Красиво выявить и подчеркнуть фактуру поможет свет. Наиболее эффектно проявляет фактуру, как и объем архитектурной формы, направление световых лучей под утлом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Ритмично чередуя разное освещение, его мощность и направленность, то выявляя светом рельеф, то его сглаживая, можно создавать различные фактурные композиции.
Рисунок на поверхности
Прием, который может в корне изменить восприятие фактуры отделочного материала, — графический рисунок на его поверхности. Сравним: однотонные обои поверхностью и такие же обои с бархатным, рисунком из стилизованных цветов на таком же фоне. Зеркальная дверь шкафа-купе и такая же дверь с пескоструйным рисунком в виде полос или квадратов. Там, где поверхности просто глянцевые, они удаляются, приобретая глубину. А с рисунком — эта наброшенная на стену или пол графическая сеть приближает поверхность к нам, притягивая наше внимание. И удивительно, но блестящее шелковое покрывало будет казаться чуть-чуть темнее, мягче и даже теплее, если оно прошито вышивкой или простегано. Эксперименты с фактурами — эффектный и увлекательный способ изменить внешний вид интерьера.