В эллинистическую эпоху наиболее распространенный тип жилища — перистильный дом. Центр — внутренний двор, окруженный портиками с четырех сторон.
В пастаде перекрытие портиков поддерживалось довольно мощными столбами, а в перистиле уже использовались ордерная колоннада с антаблементом.
В богатых домах встречается по два или несколько перистилей. Часто в центре перистиля был бассейн а также цветы, скульптура и т. д.
Перистильные дома на острове Делос — самые показательные для эллинистической эпохи. «Дом Масок» на Делосе имеет два перистиля. «Дом Трезубца» на Делосе занимает угловой участок неправильной формы.
Вокруг перистиля группируются остальные помещения дома У входа располагается комната раба-привратника, которая могла быть заодно и его мастерской, а также лавка и склад со своим отдельным входом с улицы. На северо-востоке дома имеется еще одна лавка, изолированная от жилых помещений, с отдельным выходом на улицу.
Возможно, ее сдавали внаем. Главный зал дома находится за перистилем. Экседра связана с портиком перистиля. Это летняя столовая и гостиная без одной стены, соединенная таким образом с портиком. Принцип изолированности от улицы, таким образом, сохраняется и в перистильных домах. Все художественные средства идут на решение интерьера дома, а фасад, в отличие, к примеру, от храмовой архитектуры, в жилом доме не играет важной роли.
Полы в греческих домах до V в. до н. э. — это утоптанная земля на первом этаже и деревянные перекрытия наверху, если в доме есть второй этаж. В бедных домах пол верхнего этажа делался из глины, ею обмазывали тростник, разложенный по перекрытиям. В больших домах местами укладывали и деревянные полы. Использовались также и шиферные плиты.
В наиболее богатых домах доэллинистической эпохи сохранились своего рода напольные протомозаики. Позже, в эпоху эллинизма, мозаика стала наиболее распространенной техникой декора пола, стен и даже сводов (уже у римлян). Ранние мозаики выполнялись из отшлифованной гальки, которую обычно брали с речных берегов.
Преобладали белые и черные камешки, иногда к ним добавляли красные и серые. Наиболее популярным узором был круг, вписанный в квадрат. Квадрат образовывался волнообразными тонкими линиями или меандром, а круг был обычно заполнен фигуративными изображениями или декоративным узором. Мифологические сцены поначалу стали появляться в украшениях пола.
В мозаику могли добавляться кусочки колотого кварца, которые сверкали и искрились. Такой напольный узор напоминал узор ковра, что специально подчеркивали. Часто мозаика специально обрамлялась гладким бордюром из неукрашенного бетона. Позже этот принцип широко использовался в интерьерах императорского Рима.
Многие приемы, распространенные в римских напольных мозаиках, впервые появились в Греции еще в архаический период. Это, например, очерчивание важных предметов обстановки — кроватей, ложа для трапезы. Их обводили мозаичной линией на полу.
В эпоху эллинизма начиная со второй половины III в. до н. э. мозаичная техника достигла расцвета. Мозаичисты начали применять в своих композициях более 50 разновидностей специально приготовленных тессер. Тессеры — это призмы или кубики из мрамора, глины или даже стекла. Мозаики стали более красочными, богатыми по оттенкам и сверкающими.
Римский историк Плиний так описывает историю украшения пола: «Греки были первыми, кто придумал изукрашенные полы. Они украшали их росписями, покуда на смену живописи не пришли мозаики. Наиболее прославленным мастером мозаичного дела был Сосос, который украсил пол дома в Пергаме, известного всем как «Дом с неподметенным полом».
Посредством маленьких кусочков цветных камешков он изобразил объедки, упавшие со стола, и прочий невыметенный мусор так, будто все это лежит на полу. Среди других мозаик есть превосходное изображение голубя, который пьет воду и любуется на свое отражение в ней.
Другие голуби чистят перышки на краю кубка». Сюжет этой знаменитой греческой мозаики с голубем позже много раз воспроизводился в римские времена. В Греции к I в. до н. э. существовало уже три основных типа мозаик: opus segmentatum (это наиболее грубый тип с крупными камнями), opus tesselatum (с камешками среднего размера) и opus verniculatum (в этом типе использовались маленькие тессеры для передачи тончайших градаций цвета и светотени).
Эта мозаичная техника очень близка живописи, и хотя часто мозаичисты создавали композиции по своим собственным эскизам, была также и тенденция воспроизводить средствами мозаики известные живописные произведения.