Период, начавшийся после завершения Отечественной войны 1812 года, дает богатый материал по внутренней отделке зданий. Было бы неверно проводить резкую грань между интерьерами начала века и последующих лет: наблюдался общий процесс развития классицистических форм. Тем не менее высокий идейный настрой, характеризующий это время, большие масштабы строительства, значительное возрастание пластического начала в архитектуре позволяют особо выделить данный исторический этап.

Перечисленные факторы оказали сильное стимулирующее воздействие на искусство интерьера, которое приобретает прежде всего в общественных сооружениях черты особой парадности и художественной выразительности. Зодчие, опираясь на руководимые ими творческие группы, состоявшие из мастеров различных специальностей, создали чудесные образцы внутренних отделок, полные гармонии и пластического совершенства, органически включающиеся в общую композицию сооружений.

ИСТОРИЗМ

Во введении мы остановились на основных моментах, связанных с угасанием классицизма и обращением архитекторов первой половины XIX века к поискам нового стиля. Процесс этот отличался большой сложностью и характеризуется обращением зодчих к «историческим» стилям, к формам архитектуры прошлого. На первом этапе творческих поисков определились три основных источника заимствований. Первым из них была античность в тех ее разделах, которые до сих пор еще творчески не перерабатывались. Имеется в виду греко-эллинистическая архитектура и помпейские мотивы.

Вторым ориентиром была так называемая русско-византийская архитектура, в которой русские архитекторы видели первую стадию развития отечественного зодчества. И третье направление было устремлено к западноевропейскому средневековью, к готике. Самое сильное и устойчивое воздействие на архитектуру, находившуюся на распутье, оказала готика. Как отмечалось ранее, готика имела в России давние традиции, связанные со второй половиной XVIII века, с творчеством Баженова, Казакова и других зодчих. Теперь она вновь обрела силу.

Все «готическое» вышло на поверхность раньше «неогрек» и «русско-византийского» стилей. Готика в первой трети XIX века явилась первым большим увлечением в архитектуре и декоративном искусстве. Ф. Брюллов писал в 1829 году своему брату архитектору А. Брюллову, находившемуся в Париже: «В Петербурге входит в большую моду все готическое. В Петергофе маленький дворец выстроен для императрицы Александры Федоровны в готическом вкусе; в Царском Селе — ферма; теперь граф Потоцкий уже сделал столовую готическую и все мебели, и тому следуют уже все господа и рвутся за готическим. У Монферрана есть одно окно вставлено, и на него смотреть приезжают разиня рот, как на чудо».