Интернациональный стиль — направление в архитектуре XX в., которое отдает предпочтение чистым геометрическим формам и конструкциям из стали и стекла.
Интерьер интернационального стиля представляет собой хорошо задуманную оболочку. Чрезвычайно важное значение имеют пропорции, декорация — второстепенна.
Элементы обстановки должны быть подвижны. В такой оболочке может находиться мебель любого типа, живопись и другие предметы. Простота — лозунг интернационального стиля.
В интернациональном стиле воплотились многие принципы школы Баухауз, четкие конструкции, подчеркнуто прямолинейный горизонтальный дизайн, гладкие поверхности, минимум деталей, возможность промышленного воспроизводства и т. д.
Но «чистый» конструктивизм (функционализм) был адаптирован в интернациональном стиле к условиям реальной, повседневной жизни. Минималистичные формы окрасились в теплые пастельные тона, дерево для мебели выбиралось нежных светлых оттенков и т. д.
Людвиг Мис Ван дер Роэ — классик архитектуры XX в. — самый известный мастер интернационального стиля. В своих ранних проектах Мисс Ван дер Роэ с самого начала проповедует «принцип кожи и костей» — отделение несущего каркаса здания от его заполнения.
Еще важный момент в решении им интерьерных пространств — т. н. «свободный план», когда внутреннее пространство не делится на изолированные комнаты, а членится на функциональные зоны при помощи отдельно стоящих перегородок, которые выходят из интерьера в сад, тем самым образуя связь с окружающей средой.
Дом Крёллер-Мюллер (1912) является ранней постройкой Ван дер Роэ, о чем свидетельствует лоджия со сдвоенными колоннами, отражающаяся в воде, рустовка. Дома в Целендорфе и Нойбабельсберге (1911 — 1914) также еще принадлежат стилистически к неоклассицизму Миса. Они украшены фестонами и другими традиционными декоративными деталями.
Все эти элементы декора ушли из произведений Ван дер Роэ после Первой мировой войны, когда в жилой архитектуре появляются конструкции из металла и стекла, раньше использовавшиеся в общественных, производственных интерьерах. В этот период Мис Ван дер Роэ находится в тесной связи с Баухаузом, а с 1930 г. становится его директором. Он обнаруживает любовь к функциональным материалам и сдержанному цвету.
В 1927 г. состоялась выставка «Современное жилище», на которой был представлен образцовый поселок Вайссенхоф в Штутгарте, построенный с использованием металлических каркасных конструкций. Дом Миса Ван дер Роэ представлял собой конструкцию, где только стены были неподвижны, остальное же пространство могло меняться с помощью раздвижных перегородок.
В качестве декора архитектор использовал черно-белые линолеумные полы и стекла — прозрачные, матовые и серые. Еще один характерный пример построек того же типа — башенные дома в Лафайет-парке в Детройте, стены которых почти целиком состоят из окон, и только в узкой нижней части, где проходят трубы отопления и кондиционеры, они сделаны глухими.
В 1929 г. состоялась Международная выставка в Барселоне, для которой Мис Ван дер Роэ строит знаменитый павильон Германии. Интерьер немецкого павильона Ван дер Роэ — прообраз многих фешенебельных интерьеров интернационального стиля. Он представляет собой историческое событие в архитектуре XX в. Архитектор добивается здесь полного синтеза интерьеров и фасада.
Современники называли немецкий павильон Миса «чудом красоты». В нем удачно сочетается гармония пропорций и красота материалов — травертина, зеленого мрамора, серого стекла. Хромированные стальные опоры, два зеркальных бассейна отделаны черным стеклом. Кресла по рисунку Миса, сделанные специально для павильона Барселонской выставки, стали называться «барселонскими».
Мис Ван дер Роэ использовал их потом и в других своих интерьерах. Скульптура во внутреннем дворике павильона, «разбивающая» холод и стерильность интерьера, — «Танцовщица» Георга Кольбе. И в этом проекте архитектора снова нет границы между интерьером и внешней средой.
Дом Тугендхата в Брно, построенный Мисом Ван дер Роэ в 1928 — 1930 гг., — тоже пример открытой планировки, в данном случае за счет заключения внутреннего пространства в оболочку из стекла. По сравнению с барселонским проектом дом Тугендхата уже не является произведением «высокой» архитектуры, поскольку при его проектировании нужно было учитывать жизненные запросы отдельной семьи.
Крестообразные хромированные опоры, стены из оникса и криволинейные полосы черного дерева, членящие пространство, создают невероятный декоративный эффект. Эксплуатируемая кровля важная черта архитектуры функционализма. Мебель и шелковые занавеси были созданы специально для этого интерьера, как и все детали от отопительных приборов до светильников и даже пепельниц. Знаменитое кресло Миса Ван дер Роэ «Брно» немного напоминает «барселонское».
В 1937 г. Мис Ван дер Роэ переехал в США, где им был построен ряд домов и общественных зданий — наиболее значительных произведений архитектуры XX в.
В Голландии параллельно немецкому Баухаузу работает группа «Де Стейл».
Во время Первой мировой войны центр художественного творчества переместился в страны, сохранявшие нейтралитет. В голландском городе Лейден Тео ван Дусбург начинает выпускать журнал под названием «Де Стейл» (Стиль). Вокруг него собираются радикально настроенные художники и архитекторы, такие как Пит Мондриан, Эль Лисицкий и другие. Члены группы «Де Стейл» пропагандировали чистую абстракцию и строгий геометрический порядок, чистоту и отказ от орнаментов, по сути, протестантский аскетизм. Книга П. Мондриана «Неопластицизм» наилучшим образом обозначает творческую направленность группы.
В рамках этой направленности Тео Ван Дусбург создает интерьер кафе-танцевального зала «Обетт» в Страсбурге (1927). Здесь он реализует идеи организации внутреннего пространства при помощи активных чпп цветовых композиций на стенах, потолках и полах, используемые ак- ииО тивно и в живописи неопластицизма.
Геррит Томас Ритвельд- знаменитый голландский дизайнер и архитектор, член группы «Де Стейл». В своем Доме Шрёдера в Утрехте (Нидерланды, 1924) он упраздняет традиционные схемы, заменяя их рядом плоскостей, входящих друг в друга под прямым углом. Разложение на пересекающиеся плоскости — также типичный прием неопластической живописи. Стены дома Шрёдера опираются на металлические конструкции, раскрашенные в красный, желтый и синий цвета. Этот интерьер считается шедевром Ритвельда. Интерьер и фасады дома выполнены совершенно в одном ключе. Стены и потолки дома представляют собой гладкие монолитные поверхности безо всякого рельефа. Окна в металлических рамах сплошными горизонтальными лентами поднимаются до самого уровня потолка. Чистые линии и минимум средств роднят идеологию «Де Стейл» с идеями Баухауза и Ван дер Роэ.
Красно-голубое кресло Г. Ритвельда, состоящее из простых деревянных брусков и двух плоскостей — сиденья и спинки, которые можно производить машинным путем, является шедевром мебели неопласти- цизма. Конструктивные элементы кресла подчеркнуты цветом, что предвосхищает дизайн 1950-х гг. В наши дни мебель и лампы Ритвельда, ставшие классикой, воспроизводятся итальянской фирмой «Кассина».