Фэрнсуорт-хаус (дом Эдит Фэрнсуорт) в Фокс-Ривер, штат Иллинойс (1945- 1950)

В США в 1950- 1960-е гг. продолжается развитие идей интернационального стиля в дизайне.

Людвиг Мис ван дер Роэ после переезда в США руководил архитектурным отделением Иллинойсского технологического института (ИТИ) в Чикаго и создал проект нового комплекса института. В этом проекте Ван дер Роэ пропагандировал принцип «универсальности».

Он создал единое универсальное пространство с минимальным количеством членений, способное приспосабливаться к изменяющимся требованиям эксплуатации. Здание представляет собой параллелепипед, конструктивный каркас которого вынесен наружу. Строительные материалы, использованные Ван дер Роэ, — сталь, стекло, кирпич. «Структурная честность» — основная черта работ Ван дер Роэ еще довоенного периода.

Кроун-холл ИТИ (здание факультета архитектуры и промышленного проектирования, 1950-1956) также представляет собой параллелепипед со стеклянными стенами. Плоская плита перекрытия подвешена к металлическим П-образным рамам. Интерьер вновь — единое универсальное пространство. В этом здании проходили занятия всего факультета (300 человек). Определенные сложности порой возникали с акустикой зала и организацией в нем учебного процесса. Эти недостатки Мис определил как малосущественные по сравнению с главным достоинством интерьера — его универсальным пространством, создающим «чувство простора и коллективизма».

Фэрнсуорт-хаус (дом Эдит Фэрнсуорт) в Фокс-Ривер, штат Иллинойс (1945- 1950) — одна из знаменитейших построек Миса Ван дер Роэ послевоенного периода. Здесь стремление разрушить границу между интерьером и окружающей средой дошло до предела. Жить в таком доме вряд ли легко, но тем не менее он послужил образцом для бесчисленных подражаний во всем мире. Основа здания — три гладких горизонтальных железобетонных плиты: открытая терраса, пол интерьера и перекрытие. Плиты подняты над землей на металлических опорах. Интерьер является единым пространством, зоны едва намечены. Единственный небольшой глухой блок помещений образуют санузлы и кухня. Главный художественно-образный компонент интерьера — окружающая природа, обрамленная каркасом белых стен. «Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауса, он приобретает более глубокое значение, нежели когда вы созерцаете его, находясь вне здания», — говорил Мис Ван дер Роэ.

Здание Новой национальной галереи для Западного Берлина (1965 — 1968) является прозрачной призмой на высоком глухом цоколе. Восемь металлических столбов, крестообразных в сечении, поддерживающих кровлю, вынесены за пределы интерьера. Интерьер галереи — самый графичный интерьер Миса.

Небоскребы Миса ван дер Роэ 1950- 1960-х гг. — это нерасчлененные прямоугольные объемы, вертикальные призмы зданий. Он строит высотные жилые дома на Лейк-Шор-Драйв в Чикаго (1951), здание компании «Сигрэм» (в соавторстве с Ф. Джонсоном, 1958), здание компании IBM в Чикаго (1966 -1969).

Филип Джонсон — ученик и последователь Миса ван дер Роэ.

В 1949 г. Филип Джонсон построил собственный дом, получивший название «Стеклянный дом» в Нью-Кейвене. В этой постройке Джонсона очевидно соревнование с учителем, сравнение с Фэрнсуорт-хаусом напрашивается само собой. Дом окружен стеклом по периметру, глухая зона дома — кирпичный цилиндр с санузлом внутри и камином со стороны гостиной зоны. Отличие дома Джонсона от Фэрнсуорт-хауса — все фасады симметричны, и дом стоит прямо на газоне, тогда как Фэрнсуорт-хаус «висит» над землей. Поскольку дом Джонсона симметричен, критика назвала его «маленький современный палладианский храм».

Фэрнсуорт-хаус (дом Эдит Фэрнсуорт) в Фокс-Ривер, штат Иллинойс (1945- 1950)
Фэрнсуорт-хаус (дом Эдит Фэрнсуорт) в Фокс-Ривер, штат Иллинойс (1945- 1950)