В 18 веке в русской мебели соединились два стиля – барокко и рококо. Именно в это время были построены дворцы в Петербурге и рядом с ним для дворянства и знати.
Внутри этих дворцов было очень красиво – большие парадные залы располагались на одной линии, в простенках было большое количество пышно украшенных зеркал, большие окна пропускали достаточно солнечного света, а в вечернее время все помещения озарялись светом от разнообразных осветительных приборов и свечей.
Кроме того, все помещения были украшены резьбой с позолотой.
Что касается мебели, то основными предметами были кресла и консоли, которые размещали вдоль стен. В парадных залах мебель была более роскошной, а в жилых помещениях – более простой. В то время было достаточно дорогой и представительной мебели, а вот мебель для жилых комнат была в дефициты, потому многие предметы мебели (зеркала, комоды, стулья, столы и так далее) перевозились вслед за двором из одной резиденции в другую.
До наших предметов мебели и декора того времени сохранилось очень мало, так как часть из них была сломана во время перевозок, часть была сожжена во время пожаров (практически вся мебель из Зимнего дворца), а большое количество погибло во время войны (в основном мебель из Петергофа и Царского Села).
Производство мебели 18 века было под влиянием архитектора Растрелли, творившего в стиле барокко. В это время немного изменились пропорции мебели и цели ее декорирования. Большее значение стали уделять обивке (как мебели, так и стен) и резьбе.
Для украшения мебели стали использовать плоскую и рельефную резьбу, а также прорезную резьбу (иногда ее покрывали позолотой). Кроме того, при декорировании стали использовать объемные цветы, фрукты и даже птицы (иногда украшений было настолько много, что невозможно было отличить саму вещь от ее декора), при этом также большой популярностью пользовался декор в виде раковин или больших завитков.
Именно раковины, завитки и волнообразные линии пришли из стиля рококо, но довольно гармонично начали сочетаться с элементами барокко. При этом главным отличием от стиля рококо была симметрия мебели (в рококо более выражена ассиметричность).
Русская мебель во второй половине 18 века. Классицизм.
Так как в 18 веке Россия была очень активной в международной политике, то и оформление интерьера и подбор мебели во дворцах должны были соответствовать статусу великой державы и быть такими же роскошными, как дворцы европейских государств.
Именно поэтому в 18 веке мебель часто делалась под заказ за границей (в основном в Нейвиде и Париже). При этом привозная мебель отличалась красотой и утонченностью, но не могла полностью обеспечить все нужды российского двора, что обусловило развитие отечественных производств под руководством заграничных мастеров (Гамбса, Растрелли, Бренна, Тура и других).
В конце 18 века в России произошло активное развитие усадебной культуры, когда стали обустраивать и изменять дворянское хозяйство и жилье. Помещики активно начали менять старую мебель (лавки, дубовые столы и так далее) на новую и при этом большинство начало создавать собственные мастерские по производству мебели. Самыми известными мебельными мастерскими были при поместьях Шереметьевых, Куракиных и Юсуповых.
В это время продолжается распределение мебели на варианты в зависимости от ее назначения, она отличалась формой, величиной, используемыми материалами и отделкой. Пышная и камерная мебель рококо сменилась геометрической правильностью и ясностью мебели классицизма. При этом мебель конца 18 века еще сохранила некоторые черты рококо, к примеру – ножки стульев, кроватей, шкафов, комодов и другой мебели все так же были тонкими и суживались к нижней своей части.
Резьба стала более скромной и использовалась лишь на местах скрепления (например, в месте перехода ножек в царги) мебели. Чаще всего на мебели вырезали цветы, листья, банты или ленты. К 90-м годах 18 века мебель все больше отвечает классицизму. В то время были популярны три типа мебели:
- Мебель, украшенная резьбой, позолотой или краской. Окраска такой мебели часто включала в себя несколько цветов схожих оттенков. Резьба была в виде розеток, венков, овалов, лавровых листьев и тому подобных рисунков, она размещалась на поверхности предмета мебели в зависимости от его конструктивных особенностей (в одних местах она сужалась, а в других – расширялась). В последние годы столетия в моду вошли столы из камня и мрамора, а также украшения в виде мифологических существ.
- Мебель, украшенная наборным деревом. Она могла быть украшена как простыми, так и очень сложными узорами. Для этой мебели стали использовать новый материал – древесину карельской березы.
- Мебель из красного дерева, которую полировали до блеска. Такая мебель не украшалась резьбой или краской, вместо этого подчеркивалась натуральная структура древесины и стали использоваться металлические элементы.