В мебели 40 —50-х годов XVIII в. наблюдается стремление к изяществу, уюту и к удобству в пользовании, постепенному уменьшению тяжеловесности и угловатости форм.
С уменьшением размера мебели начинали преобладать мягкие и криволинейные очертания. Крупные украшения на мебели петровского времени сменились наиболее мягкими, сложно переплетающимися узорами.
Мебель была в ограниченном количестве даже во дворцах: она перевозилась из одной резиденции в другую. При перевозке мебель ломалась. Она ставилась вдоль стен, и ее было немного.
Твердые части мебели золотили. Пользовалась спросом окрашенная мебель. Для ее изготовления использовали дорогие материалы — золото, бронзу, редкие породы дерева и камня, мягкие отечественные породы дерева — липу или березу. Липу или березу покрывали левкасом, затем красили или густо золотили. Внесение дополнительных цветов и резьбы в мебель привело к тому, что мало интересовала сама фактура дерева в изделии.
Главное в мебели — игра линий. Архитектура в мебели исчезла, остался орнамент и сплошная резьба. Резные украшения мебели — основной вид отделки — выполнялись рельефными и ажурными. Чаще всего резьбой обрабатывали обвязь, ножки и проножки у столов (особенно подзеркальных), спинки, локотники диванов и кресел, карнизы рам пристенных зеркал и каминных экранов.
Мебель окрашивали масляной или темперной краской в нежные тона — белый, цвет слоновой кости, розовый и серовато-голубой. Резные части дополнительно выделяли цветом — фисташковым, розовым, желтым и голубым в сочетании с белым или позолотой.
Большое место занимали наборные работы из дерева и инкрустация. Из цветных пород дерева, смальт, янтаря, слоновой и моржовой кости набирали различные по сюжету мотивы, располагая их на плоскостях крышек столов, бюро, дверок шкафов, на ящиках комодов.Украшали мебельтакже металлом. Из бронзы чеканили накладные орнаменты и оправу для ножек. Бронзе придавали оттенок цвета древесины.
Использовали живопись по цветным лакам. Лучшими считались японские и китайские лаки, но были и отечественные, которые готовили из льняного (или конопляного) масла с добавлением смолистых веществ. Лаки по прочности не уступали китайским. На цветной лак наносили рисунок и писали красками и золотом, изображая букеты цветов, перевязанные лентами, музыкальные инструменты, сцены из крестьянской жизни и китайские бытовые сюжеты.
Мягкие части мебели обивали цветным штофом. Мебель обивали узорными штофными тканями, в рисунке которых преобладал крупный цветочный и растительный орнамент.
Использовалась «стуловая» шпалера.
Широко использовались вышитые ткани. Для обивки мебели применяли шелковые узорные ткани — парчу или атлас и специально изготовленные декоративные ткани французского или отечественного производства со штучными рисунками к отдельным частям мебели.
Мебель для сидения имела характерные выгнутые, суживающиеся книзу невысокие ножки. Сидение сливалось с рамой в одно целое. В месте скрепления делали раковину. Упругие, сильно изогнутые ножки, расширяясь в верхней части, плавно соединялись с обвязью и составляли с ней одно целое. В нижней части ножки делали завиток, поставленный на каблучок. На гранях ножки, обвязи сидения и спинки проходили профилированные пояски или жгутики, обычно переходящие в орнаментацию растительного характера.
Спинка стула и кресла имела грушевидную форму, округленные очертания, и небольшую вогнутость боковинок. Верхняя часть обвязи спинки украшалась резьбой. У диванов различались две формы спинок: цельная глухая и состоящая из трех или четырех спинок стульев одинаковой формы, соединенная между собой и с общей обвязью сидения.
Локотники кресел и диванов были прямолинейны, в средней части были обиты тканью, а по краям обработаны резными завитками, тонкой профилировкой, украшенной жгутиками и ленточками. Кресла и стулья окрашивали по левкасу белой или цветной красками. Фон и резьба красились в два тоне Обивка гармонировала по цвету с резьбой.
Вкладные сидения получили большее распространение, так как позволяли избежать повреждения мебели при смене обивки. Употребляли также жесткое английское сидение. Сами сидения стали шире, а спинки — ниже. Проножки почти исчезли. Мебель для сидения частично приблизилась к французским образцам рококо, но ее орнамент был проще и лаконичнее. Использовали золоченый орнамент на зеленом или коричневом фоне. Предметы рококо красили в белый или светлый тон, с мелкой росписью веточками, розочками или незабудками в сочетании с рокайлем.
Столы середины XVIII в. отличались большим разнообразием форм и оформления. Столы повседневные были простыми по виду и несложными по отделке. Декоративные столы служили подставкой для зеркала, часов, небольшого светильника и скульптуры. Крышки таких столов богато украшали мозаикой, живописью; об- вязь, ножки и проножки покрывали затейливой резьбой.
Столы имели наклейки по дереву тисненой кожей.
Бюро состояло из целого ряда полочек и выдвижных ящиков, закрывающихся закатной цилиндрической крышкой. Ножки стола были изогнутыми, в нижней части их украшали бронзовыми каблучками чеканной работы. Крышку бюро и переднюю сторону ящиков отделывали мозаичными наборами.
Комод имел монолитную форму. Комоды устанавливали на довольно высокие ножки. Крышка комода была фигурной, с выпуклыми боковыми
сторонами, плавных очертаний. Стороны комода, особенно переднюю, украшали набором или живописью по цветным лакам. Линии разрезов ящиков произвольно членили композицию узора и нарушали ее только в выдвинутом положении. В обычном положении разрезы ящиков были плотно пригнаны и мало заметны.
Число ящиков можно было определить только по парным бронзовым ручкам, которые, как и украшения замковых скважин, дополняли полированную поверхность комода. Комоды из розового дерева имели выпуклый, как бы разбухший корпус. Для зеркал использовали и навесные деревянные левкасные рамы из плетеных рокайлей. Так же оформляли и картины.
Осветительные приборы отличались пышностью форм. Освещение придавало роскошь и великолепие интерьерам. Применяли подвесные, навесные и стоячие светильники. Подвесные использовались только там, где не было плафонов.
Люстры стали более изящными. Некоторые люстры были цельностеклянными, другие имели медный остов. Люстры приобретали грушевидные очертания, в небольших помещениях они имели форму фонаря. Люстры имели хрустальные подвески в виде дубовых листьев, обелисков, звезд и шаров, дополненных пирамидами и флаконами.
Стенники — бра отражали свет посредством зеркальных поверхностей, служивших фоном для свечей. Подсвечники и торшеры украшали резьбой. Жирандоли ставили на золоченые левкасные консоли перед зеркалами, вследствие чего значительно увеличивалось освещение. Хрусталь в сочетании с тонкой металлической основой давал большой декоративный эффект.