Исторически сложилось так, что архитектура и интерьер всегда «шагали рука об руку», потому что, как только появлялась некая оболочка, делившая пространство на внешнее и внутреннее, сразу возникала потребность в организации объема, ограниченного стенами и крышей. Поэтому, до определенного времени, архитектор, проектировавший здание, занимался и интерьером, причем прорабатывал его исключительно тщательно, вплоть до оконной фурнитуры.
В наше время организация жилого интерьера выделилась в самостоятельный проектный процесс. В связи с этим вопрос: когда и почему произошло вычленение интерьера как объекта проектирования из архитектуры и оформление его в самостоятельный вид проектного творчества?
Я думаю, что начало разрыву этих двух специальностей — «архитектура» и «интерьер» — в нашей стране было положено в эпоху массового строительства. Задача серийного домостроения заключалась в том, чтобы предоставить как можно большему числу людей элементарно комфортные условия для проживания, и не более того. При этом господствующая в стране идеология и весь хозяйственный уклад были нацелены на окончательное нивелирование существовавших до революции сословных различий. Поэтому архитекторы, привлеченные к работе над первыми промышленными сериями жилых домов, проектировали интерьеры квартир, ограничиваясь простейшим набором отделочных материалов, — обычно это были бумажные обои, линолеум для кухни, напольная плитка для санузла и какая-то краска.
Инженерное оборудование было представлено столь же скромно: газовая плита, весьма ограниченный перечень сантехнических приборов и, пожалуй, чугунные радиаторы центрального отопления, прозванные в народе «гармошками». Все делалось по разрешенному «сверху» минимуму, и такая ситуация наступила после завершения сталинского периода в истории нашей страны, когда в 1954 году Советское правительство приняло постановление о борьбе с архитектурными излишествами, и был поставлен «крест» на строительстве высоток и роскошных неоклассических домов.
Тогда архитектура перестала развиваться качественно и начала расползаться вширь. Конечно, того требовала ситуация — так объективно было нужно, и мы сегодня не вправе критиковать тех, кто все это построил.
Но все же большая архитектура была «задушена», а вместо нее мы получили поточное домостроение, цель которого — введение в эксплуатацию как можно большего количества квадратных метров жилья.