Огромную роль в формировании облика интерьеров играли осветительные приборы. Если для классицизма второй половины XVIII века были характерны люстры, имевшие форму конуса с подвешенными к ободьям гирляндами хрустальных мелких страз, соединенных гибкими проволоками, которые вибрировали и создавали эффект переливающихся драгоценных камней, стержень же выполнялся из цветного стекла, то в начале XIX века роль хрустального убора заметно сокращается, он становится легче — па первый план выступает бронза.
Особое значение приобретают бронзовые обручи, подвешиваемые на цепях к бронзовой короне. В люстрах иногда делалось стеклянное дно-поддон. Все бронзовые части прочеканивались, они дополнялись накладными декоративными орнаментальными деталями в античном духе.
В Петербурге приобретают известность фирмы, производившие осветительные приборы, мастерские А. Шрейбера, П. Ажи, а также Казенная бронзовая фабрика на Васильевском острове.
В последующий период, после окончания Отечественной войны 1812 года, в русском интерьере проступают еще некоторые новые черты, но принципиальные основы внутреннего убранства определились еще в рассмотренное ранее время. Они заключались в выверенности всех композиционных средств, в поддержании «чистого вкуса», под которым понимались формы и мотивы, так или иначе связанные с античной художественной культурой.
Основы эти заключались в гармоничном сочетании архитектуры с декоративной пластикой в живописью. То, чем пользовались в убранстве интерьеров мастера начала XIX века, опиралось на прочные традиции классицизма второй половины предшествовавшего столетия.
Важный элемент оформления интерьера составляли, естественно, осветительные приборы. Основным видом комнатного освещения во второй четверти XIX века были свечи — сальные и восковые. В 50-60 годах XIX века восковые и сальные свечи стали постепенно уступать место более качественным и удобным в быту стеариновым.
О преимуществах последних современник писал: «Ясный, легкий для глаз свет, опрятность, притом нет вони, нет надобности снимать нагар, от которого сальные свечи горят тускло, а когда снимут с них нагар, то оплывают. Будем переделывать сало в стеарин и брать вознаграждение за свой труд».
Он же отмечал: «Для освещения употребляются восковые свечи теперь в немногих богатых домах, и то единственно по привычке». Наряду со свечами в 1830-х годах стало уже широко использоваться и новое, относительно более совершенное ламповое освещение. Появились карсельские и так называемые «лучезарные» лампы — более дешевые и яркие. Они были рассчитаны па использование жидких веществ — спирта, масла, сала и их смесей. Наиболее перспективен был олеин, который производился из стеарина.
Применявшиеся во все большем количестве жидкие горючие смеси заставляли искать рациональные системы подачи жидкости к «светильне» (фитилю). Горючее помещалось в особых бочках, то ниже светильни, то выше ее. Требовалось обеспечить равномерное поступление топлива в светильню и предохранение се от обугливания. Все это меняло во много) форму ламп и подсказывало художникам новые композиционные решения.
Большое значение имели при этом формы колпаков и абажуров. Появляются стеклянные колпаки типа фонарей, с цветными стеклами, с матовой поверхностью, полусферической, шарообразной, ведрообразной и других форм. Лампы, подсвечники с использованием цветного стекла и хрусталя производили, в частности, заводы Мальцевых, Моргена (Москва) и Рюккера (Рига). Люстры и лампы более высокого качества и по особым заказах изготовляли бронзовщики Шренбер, Китнер и другие.