В мебели XVIII в. различие между старым и новым принципами построения видны сразу, для этого нужно только сравнить конструкции мебельных ножек.
Для барокко и рококо характерны непосредственные переходы корпуса в гнутые ножки — пластический принцип построения, при котором все изделие как будто вырезано из одного куска дерева.
Новых мебельных форм не появляется. Из всех сортов дерева чаще всего используется красное дерево, также может быть белый лак с позолотой. В стиль мебели эпохи Директории превалируют более строгие мебельные формы
В этот период популярны два типа мебели: скромная бытовая как правило из бука, окрашенная в белый или серый цвет, которая тонкими полосками зеленого, синего и золотого цвета. И бол дорогая мебель- красного дерева, с резьбой. Но бронзовые накладки интарсия и маркетри в этом типе мебели почти полностью исчезают. Ампир создает очень монументальные мебельные формы.
Ампир России сравним со стилем французской Директории — простота и аскетизм форм сочетается с безыскусностью обивочных материалов и пород дерева.
В эпоху классицизма в мебели для сидения появляются такие новые формы, как кресло-гондола с сильно отклоненной назад изгибающейся спинкой, кресло-корытце и кресло-бочонок, имеющие закрытые спинки, охватывающие с трех сторон сиденье. Форма кроватей, диванов и кушеток создается по мотивам Античности.
Новый декоративный элемент этого мебельного типа — небольшая цилиндрическая подушка-валик. Ножки диванов и кушеток, как правило, плавно изгибаются; изгиб может иметь и спинка-подлокотник кушетки, как в мебельной форме, получившей название кушетка-рекамье.
В классицистической мебели активно разрабатываются различные типы столов: письменные, бюро, рабочие столики, столики-консоли и пр. Не выходят из моды комоды и шкафы. Зеркала изготавливаются в виде туалетов, имеющих столешницу, трюмо (со шкафчиком-комодом в нижней части). Делают также зеркала размером в человеческий рост, устанавливаемые на двух опорах с цоколем. Эта форма получила название зеркало-псише.
Например, неорококо (во Франции — стиль Луи-Филиппа) соответствует английскому раннему викторианскому стилю) пика популярности достигает в 1830 — 1860-е гг. Неорококо было не столько стилем, сколько модным поветрием. Интерес к мотивам рококо несколько раз возрождался в течение XIX в., иногда даже говорят о «втором рококо», «третьем рококо» и т. д.
Неорокайльный интерьер представляет собой пространство, оформленное в пастельных тонах, с применением арабесков 298 и рокайля, обставленное мебелью затейливых и декоративных форм.
Необарокко наряду с неорококо было весьма популярным течением в отделке как жилых, так и общественных интерьеров. Помещения в стиле необарокко поражают пышностью барочных форм и роскошью отделки.
Второй ампир был популярен в 1852- 1870-е гг., во Франции, приходящиеся на время правления императора Наполеона III. Вызолоченная мебель, тяжелые драпировки, картины в пышных рамах, бронзовые вазы, часы с искусственно наведенной патиной, люстры из дерева, отделанного под бронзу, цветастые шелка — все эти ампирные черты повторились во «второй волне» этого стиля.