В конце XIX столетия архитекторы стремятся к синтетическому объединению разных видов искусств в жилом пространстве. Поэтому созданные неоготические интерьеры поражают разнообразием использованных материалов, насыщающих их богатой полифонией цвета.
Колорит помещений в отличие от второй половины XIX века становится ярким и насыщенным. Богатой цветовой гаммой обладают витражи, гобелены, живописные жанровые панно и растительные фризы. Используются сочетания темного мореного дерева и яркой локальной окраски стен, декорированных купонами растительного орнамента.
Зодчие не боятся вводить в колорит открытые синие и красные цвета. Значительную роль в отделке интерьера и его образе приобретают золотые оттенки. Они не только эмоционально обогащают интерьер путем пространственной игры и дематериализации плоскостей, но и восполняют недостаток освещения.
Одну из ведущих ролей стала играть монументально-декоративная живопись, органично вписанная в общую ритмику отделки помещения.
Живопись подстраивается и приспосабливается под плоскости и формы, отведенные для нее пространством интерьера. Особое распространение получили декоративные жанровые панно, написанные на холсте и вмонтированные непосредственно в отделку стен.
Обладающие декоративной двухмерностью и выразительным линейным контуром, они подчеркивают плоскость стены, подобно монументальной фреске.
Кроме того, используются стилизованные орнаментальные композиции и декоративные ленточные фризы. Показательно, что в конце XIX века вновь возрастает роль орнамента. Зарождающееся искусство модерна стремится к тому, чтобы орнамент стал органичной частью отделки интерьера. Основная тема, получившая декоративную двухмерную стилизацию в неоготических интерьерах — это растительная (в некоторых орнаментах чувствуются кельтское и древнерусское происхождение). Продолжает использоваться архитектурный и геометрический орнамент.
Средствами живописи имитируются и другие виды искусств — мозаика (плафон верхнего уровня вестибюля особняка А.А. Бахрушина), текстиль (фактура гобелена — декоративные купоны на стенах нижнего уровня вестибюля А.А. Бахрушина и на стенах кабинета А.В. Морозова), деревянная резьба (балки холла особняка А.А. Морозова), передается образ витража (панно Брубеля в кабинете А.В. Морозова) и т.д.
Декоративное искусство модерна широко использовало разнообразный набор материалов: дуб, дерево красное, панельное, клен и другое, металл — латунь, медь, бронза, никель, майолика, фаянс, прозрачное, цветное и матовое стекло, в частности, в витражах, разнофактурные ткани, в том числе бархат, плюш, шелк и многие другие.
Несмотря на то что модерн отделен от нас сравнительно небольшим отрезком времени, жилые интерьеры, выполненные в этом стиле, почти не дошли до наших дней. В квартирах, сохранивших в той или иной степени прежнюю обстановку, встречаются лишь отдельные предметы меблировки и декоративного убранства.
В силу этого для полноты характеристики внутренних отделок модерна обращаемся к экспозиции залов выставки русского жилого интерьера XIX века, развернутой в Павловском дворце. Характерны Будуар и Кленовая гостиная, в которых воссоздана обстановка помещений соответствующего назначения. Обе комнаты составляют как бы часть петербургской квартиры обеспеченных людей. Оформление Будуара более скромно.
Основным его элементом является меблировка. Легкие, с довольно сложным «прорезным» контуром, построенным на волнистых, типичных для модерна линиях, диван, кресла разных типов, стулья фанерованы патинированным кленом «птичий глаз». Типична обивочная ткань с растительным мотивом стилизованных листьев и цветов мака. Важным элементом обстановки комнаты является камни, обрамленный деревом и включающий надстройку в виде зеркала с полочками и нишками по сторонам.
Разнообразие стилей в жилом интерьере строилось по принципу контраста и сопоставления. Каждая комната представляла собой собственный замкнутый мир, характерные особенности и образ которого наиболее ярко выступали именно на контрасте с другими помещениями, оформленными в иных стилях.
Жилым интерьерам этого времени присуще эстетическое наслаждение роскошью, ощущение покоя и уюта. Высокий уровень комфорта стал достигаться как тщательной организацией пространства, так и с помощью новейших технических средств — вентиляции, калориферного отопления, санитарного оборудования.
Композиционное решение отделки интерьеров не подверглось изменению: в основном для нее характерна симметрия и регулярность. Пространство комнаты также рассчитано на статическое восприятие всего интерьера сразу с наиболее выгодной точки зрения.
Если архитектурное решение жилого псевдоготического интерьера романтизма — это среда существования предметов мебели, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, дающая возможность свободно перемещать их в пространстве комнаты, то интерьер второй половины XIX века — это уже художественно законченное, самодостаточное помещение.
Таким образом, основной акцент в проектировании жилых псевдоготических интерьеров этого времени переносится с «мира вещей» на пространственную среду достигнутую архитектурными средствами: значительно возрастает роль отделки помещения, разрабатываются ее декоративные особенности.
Основную смысловую и декоративную нагрузку приобретает декор и орнамент. Тщательное изучение исторических образцов приводит к грамотному использованию архитектурного декора и приближению его масштаба к пространствам жилых комнат.
В этот период происходит и смена материалов, используемых в жилом псевдоготическом интерьере. Главенствующую роль приобретает дерево, в основном, мореный дуб. Соответственно колорит помещений значительно темнеет, приобретая таинственный мистический характер в противовес «приветливой готике» романтизма с ее ярким светлым колоритом.