Третий этап приходится на вторую половину 1890-х годов — время зарождения и становления раннего романтического модерна. В этот период наблюдается второй всплеск популярности готики в жилом интерьере, который был вызван поисками архитекторов в сфере новых пространственных систем и органичности зодчества, а также веяниями искусства символизма. Значительное влияние на организацию жилого интерьера неоготики оказали вкусы крупного московского купечества и «готические» постройки Ф.О. Шехтеля.

В отличие от эклектики и стилизаторства, архитекторы раннего модерна не стремились к доскональному копированию конкретного исторического прототипа. Для них было главным убедительно передать художественный образ и дух интерьера. Тем не менее, созданные на переломе двух больших художественных периодов, неоготические интерьеры отражают многие качества, как эклектики, так и раннего модерна.

В становлении и развитии готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века определенную роль сыграли вкусы заказчиков. Популярность готики в первой половине XIX столетия во многом была обязана увлечению романтизмом русского общества, стремившегося погрузиться в атмосферу полюбившейся эпохи. Первенство здесь принадлежало блистательному Петербургу, стремительно реагирующему на все новшества Западной Европы и русского Императорского Двора. Помимо императорской семьи, основными заказчиками интерьеров в «готическом» стиле выступала аристократия, буржуазия, чиновничество и нарождающаяся разночинная интеллигенция.
На втором этапе развития территориальное лидерство выравнивается. В столице готика продолжает использоваться во дворцовых интерьерах императора и его семьи и привилегированных слоев общества. В Москве, помимо дворян, заказчиками начинает выступать разбогатевшее купечество.
Во второй половине 1890-х годов лидерство полностью переходит к Москве. Это время отмечено широким размахом строительства особняков богатого купечества, предпочитавшего готические мотивы в жилом интерьере и желающего зачастую создать ощущение древности и знатности своего рода.