Огромным подспорьем в изучении стилей были достаточно обширные собрания библиотек этих учебных заведений. Так, например, по средневековой тематике в библиотеке Академии Художеств значились: тринадцать выпусков «Древние соборы» Бриттона (1814-1835), «Английские поместья средневековья» Нэша (1839-1842), «Своды средневековья» Уиллиса (1842), «Образцы готической архитектуры» Пьюджина (1838) и т.п. В основном преобладали книги английских теоретиков и практиков этого направления. Следует отметить заслуги Быковского в пополнении библиотеки Московского училища.

В заграничной поездке с декабря 1838 по май 1839 года им было куплены «…полезные для руководства сочинения. В Париже по греческой архитектуре 4, по Египетской 1, по архитектуре Помпейской и Сицилийской 2, по Византийской 2, по Мавританской 2, по Ломбардской 1, по гофтской 3… ; кроме того, в Париже куплены слепки разных медалей и готических орнаментов XIII и XIV века».
Пенсионерские поездки по Западной Европе способствовали расширению кругозора молодых архитекторов, где они попадали в романтическую атмосферу увлечения средневековьем. Если во второй половине XVIII века поездки совершались в основном в Италию, Грецию и Францию с целью изучения античной и классической архитектуры, то в XIX веке круг стран расширился и включил Англию, Германию, Голландию, Испанию, предпринимались поездки и на Восток.
Теперь художник сам мог выбрать исторический объект для изучения. Возвращаясь из Европы, молодые зодчие привозили обмеры, натурные зарисовки и кроки, фиксировавшие средневековые постройки и их фрагменты. Так, «Николай Леонтьевич Бенуа во время своего пенсионерского пребывания в Германии, Италии и Франции написал целые сотни видов готических храмов».