Выделим основные приемы оформления псевдоготических интерьеров эпохи романтизма. Создавая одухотворенное жилое пространство, архитекторы творчески переосмысливали характерные черты готической архитектуры, которые ассоциативно должны были пробудить в воображении современников представления о средневековье и его идеалах. При этом духовность и возвышенность готической архитектуры, динамика формообразования, богатство выразительных декоративных ритмов и особая узорность активно противопоставлялись нормативности и космизму классицизма. Впечатление от эффекта, производимого конструкцией готического храма, зодчие пытались воссоздать в жилой среде несколько иным способом. Особая пространственность архитектуры и ее конструкция воссоздавалась благодаря декоративной имитации, а важную смысловую нагрузку принимал на себя орнамент. Таким образом, в первой половине XIX века у русских зодчих отсутствовало понимание основных особенностей готической архитектуры, заключавшихся в органическом единстве конструкции и декора, вследствие этого, романтизму характерно обращение к стилю через декор.
Пытаясь воссоздать элементы культового пространства в жилом интерьере, архитекторы неизбежно прибегали не только к имитации конструкции, но и воплощению ее в другом материале, а, следовательно, и в ином масштабном строе. Так каменные своды и архитектурные детали: стрельчатые арки, крестоцветы, пинакли и розы стали стуковыми или имитировались гризайлью. В применении этих материалов и техник все еще сказываются традиции оформления классических интерьеров, в которых особое место принадлежало лепнине и живописной иллюзии. В связи с этим пластика псевдоготического декора того времени отличается некоторой сухостью, измельченностью и дробностью. Ввиду отсутствия строгой регламентации архитектурных форм, оформление жилого пространства этого времени основывалось на сугубо творческой интерпретации готических мотивов.
Для интерьеров эпохи романтизма характерен поиск прототипов в культовых постройках, воплощающих идею духовности. Особой популярностью у русских архитекторов пользовались нервюрные веерные своды английских соборов и их интерпретация в псевдоготических поместьях Великобритании. Этот мотив нашел отражение во многих русских памятниках. Причем зодчие используют его как для создания величественного и торжественного интерьера (Александровский зал), так и для уютного и утонченного (Будуар Александры Федоровны). Их декоративные качества послужили созданию ощущения благородства (Гостиная Белой башни) и пластически обогатили пространство коридора-галереи в Гатчинском дворце. При этом архитекторы свободно варьируют масштаб веерных сводов, используя их даже в качестве своеобразных кронштейнов, поддерживающих карниз (Кабинет Николая I в Коттедже).
Архитекторы активно подвергали стилизации дверные и оконные проемы, отводя полу и стенам функцию нейтрального фона для «уютного загромождения» предметами.