В этих зданиях, так же как в здании гостиницы «Штадт Берлин» в Берлине, композиционное решение строится на контрастном сочетании высотных подчеркнуто легких и прозрачных объемов и низких более материальных и пластичных стилобатов. Ритм, пропорции членения, соотношение глухих и прозрачных участков создают их индивидуальный облик.
Примером активной роли цвета, введенного в композицию фасадов, может служить ансамбль Московского городского аэровокзала (архит. Д. Бурдин). Интенсивный цвет стемалитовых панелей в сочетании с серебристыми алюминиевыми переплетами придает этому зданию яркую индивидуальность. Стеклянные плоскости операционных залов широко раскрывают интерьеры внешнему пространству, превращают их в продолжение площади.
Пластическое решение стеклянных фасадов принято в здании Приморского краевого драматического театра во Владивостоке и в крупнейшей гостинице «Россия» в Москве (архит. Д. Чечулин). Архитектурный облик ее строится с помощью непрерывных рядов стеклянных эркеров. Первые три этажа, выделенные горизонтальными полосами лоджий и сплошных рядов остекления, уравновешивают композицию и одновременно контрастируют с высотной частью.
Контрастное сочетание глухих объемов и участков остекления лежит в основе композиционного построения здания Художественно театра им. Райниса в Риге (архитекторы Э. Кандерс, М. Станя др.) и Дворца художественных выставок в Вильнюсе (архит. В. Чеэнаускас). Это значительное произведение советской архитектуры представляет собой поднятый на колонны лаконичный массивный объем, скомпонованный из нескольких прямоугольных и косоуголь- НЬ1Х частей с узкими прорезями вертикальных окон. Сплошное остекление галереи первого этажа глубоко отступает от плоскости 6ерхнего объема. Жизнь улицы как бы сливается с интерьерами галереи первого этажа. Контраст остекления нижней части здания , глухих объемов, располагаемых над ним, ритм освещенных и затененных плоскостей фасадов определяют высокие достоинства архитектуры Дворца художественных выставок. Стеклянные ограждения позволили широко раскрыть выставочные залы во внутренние дворики для экспозиции под открытым небом.
Стремление создать впечатление легкости, невесомости, парящих козырьков и объемов второго этажа, открыть вестибюли и фойе в окружающую среду, сделать их как бы продолжением улицы — один из излюбленных приемов в проектировании некоторых зрелищных сооружений. Всем известны типовые кинотеатры со стеклянными витражами в фойе, наши крупнейшие кинотеатры в Москве «Октябрь» и «Россия», кинотеатр «Беларусь» в Бресте. Перекрытие в виде единой плиты над сплошной лентой остекления вестибюля и фойе при вечернем освещении создает впечатление свободно парящей конструкции.
Стекло находит широкое применение в центрической композиции зданий цирков в Сочи, Москве и других городах.
Говоря о новаторском формообразовании в архитектуре, нельзя не отметить так называемые «висящие здания». Они появились в результате применения новых материалов и новых конструктивных схем. По своей структуре они подобны дереву. На несущий остов, расположенный по центру здания, подобный древесному стволу, нанизаны объемы этажей. Площади этажей значительно превосходят сечение несущего основания. Отсутствие опор 0 периметру здания и наружные стены, часто не доходящие до земли, создают впечатление парения здания, его невесомости. В качестве примера можно привести здание фирмы «ВМW», стены которого смонтированы из алюминиевых панелей, полненных легким сотовым утеплителем и солнцезащитными с 6клопакетами, и здание гостиницы «Будапешт» в Будапеште.
Важное свойство стекла — ограждать помещение от атмосферных и других воздействий, сохраняя при этом визуальную связь с окружающей средой, — является причиной его широкого применения в зданиях самого различного назначения. Приведем лишь некоторые примеры.
Стеклянные ограждения корпусов детских здравниц «Новый Артек» имени В. И. Ленина в Крыму и «Орленок» под Туапсе широко раскрывают помещения навстречу солнцу, воздуху, живописному природному окружению.
Большие площади остекления в сочетании с лоджиями, балконными и солнцезащитными козырьками придают своеобразие малоэтажным постройкам домов отдыха, пансионатов и мотелей. Современные, удобные, с фасадами, облицованными современными отделочными материалами и деревом, здания эти органично вписываются в окружающий ландшафт.
Применение больших поверхностей остекления в торговых зданиях имеет давнюю традицию. Витрины из крупноразмерного стекла или стеклопакетов позволили уничтожить границу между торговым залом и прилегающим участком улицы, объединив их в одно целое. Это особенно заметно в вечернее время, когда улица интенсивно освещается светильниками, расположенными в зоне экспозиционной площадки витрины.
Стеклянные поверхности и ленточное остекление фасадов явились не только принадлежностью отдельных зданий. Они стали основным архитектурным мотивом ансамблей и даже целых улиц- Эта тенденция современной архитектуры особенно ярко проявляется в комплексе административных, торговых и жилых зданий на проспекте Калинина в Москве, на магистралях Лейпцига. Административные здания со сплошными стеклянными стенами, выполненными из самых разнообразных видов стекла, определяют архитектурный облик деловых районов различных городов во многих странах.
Ленточное остекление многоэтажных жилых домов, общежитий и гостиниц явилось результатом стремления архитекторов наполнить наши жилища светом и солнцем, создать хорошую естественную вентиляцию в теплое время года. Оно вызвало к жизни новые конструкции удобных в эксплуатации оконных переплетов. Окна Раздвижные и поворачивающиеся вокруг вертикальной и горизонтальной оси со сплошными крупноразмерными стеклами и стекло- пакетами пришли на смену светопроемам, заполненным переплетами с большим количеством горбыльков и с мелкими стеклами.
Особое место стеклянные витражи занимают в архитектуре выставочных павильонов. Трудно себе представить современный 8ыставочный павильон без больших площадей остекления, позволяющих хорошо осветить внутреннее пространство, стенды и экспонаты. К сожалению, в ряде случаев утилитарный подход и использование стандартных приемов исполнения витражей из стекла и алюминиевых профилей лишают эти сооружения индивидуальности, делают их похожими друг на друга. Однако в наиболее удачных проектах этого удается избежать.
Большие площади операционных залов, залов Ожидания и платформ в зданиях вокзалов и необходимость хорошо осветить их на всю глубину определили облик современного транспортного сооружения. Это либо застекленные сводчатые покрытия дебаркадеров, либо фонари и плафоны верхнего света, либо сплошные витражи на фасадах.
Свое триумфальное шествие светопрозрачные ограждения из стекла начали, как уже говорилось выше, в зданиях фабрик и заводов. И это не случайно, это была не только дань моде. Хорошая освещенность рабочих мест являлась необходимым технологическим условием, вела к повышению производительности труда, к совершенствованию производственных процессов. Эти предпосылки остались неизменными и в настоящее время. Поэтому современные производственные здания, особенно здания тех предприятий, где по условиям зрительной работы необходимы высокие уровни естественной освещенности, здания с большой глубиной заложения, такие, например, как многоэтажный гараж в Москве, вполне закономерно имеют достаточно большие площади остекления. Образ современного производственного здания неизбежно ассоциируется у нас с сооружениями, имеющими большие витражи и ленточное остекление.
В качестве примера здесь уместно привести здание экспериментальной школы, построенное в Будапеште. Легкие навесные стены почти целиком состоят из стекла и алюминиевых профилей, стекление из крупноразмерных стеклопакетов в изящных алюминиевых рамах, поворачивающихся на вертикальной оси, имеет высокое светопропускание и позволяет хорошо осветить классы, а регулируемые жалюзи устраняют дискомфортные явления, возникающие при прямой инсоляции помещений.
В настоящее время особое значение в нашей стране приобретет производственно-техническое образование. Строятся современные здания, сочетающие функции учебных и производственных 2даний с наружными ограждениями из стекла, алюминия и других временных строительных материалов. Возводятся здания высших учебных заведений.
Характерным примером современного учебного здания является здание Высшей школы общественного питания в Будапеште. : трехэтажном здании школы со стенами-экранами, заполненными теклопакетами, созданы хорошие условия освещения при максимальном использовании естественного света и искусственного поддета в помещениях, имеющих большую глубину.
Двери, как и окна, являются и являлись во всех архитектурных стилях одним из основных элементов архитектуры. Двери храмов и палаццо достигали порой грандиозных размеров, их обильно украшали. Однако и большие и малые двери служили прежде всего границей, отделявшей внутреннее пространство от внешней среды. Применение остекленных и полностью стеклянных дверей зрительно уничтожило эту границу, объединило улицу и вестибюль, позволило создать долговечные и гигиеничные ограждения, способные хорошо осветить естественным светом вестибюли и прилегающие к ним помещения. После реконструкции даже старые здания раскрыли свои интерьеры навстречу свету и воздуху.
Особое место в архитектуре занимают цветные художественные витражи. Целью их применения обычно является: создание единого гармонического целого в общем цветоветовом решении интерьера; создание психологического настроя; использование функциональных качеств цветного остекления для регулирования освещенности помещений и теплопоступлений через остекление.
В настоящее время витражи выполняются как по классической средневековой, так и по новейшей технологии: клееными, в сочетании с железобетоном или полимержелезобетоном, с арматуро из гнутого металлического профиля, из крупногабаритных листов декорированных горячей или холодной обработкой и т. д.
Конструктивный материал а этом случае играет гораздо большую роль, чем свинцовая арматура в классическом витраже. Он дает возможность художнику вклкзчать в рисунок сплошные непрозрачные участки, использовать форму и толщу стекла и несущей конструкции, использовать фактуру каркаса и стекла. Считают, что первые витражи подобного типа были установлены в одной из церквей графства Сёррей (Англия) в 1956 г. Приблизительно в это же время было создано несколько таких витражей в Советском Союзе и США.
Витражи из массивного литого стекла с железобетонным каркасом могут быть основным элементом, формирующим архитектурный облик фасада здания. Ритм и тектонику фасада определяет чередование глухих и остекленных участков, при этом одним из выразительных средств является несовпадение лицевых плоскостей
глухих бетонных участков и декоративного остекления. Композиционные решения могут быть самыми разнообразными. Витраж может явиться узловым моментом в объемно-композиционном решении интерьера. Довольно часто витражи из толстого литого стекла выполняются вне ограждения в виде самостоятельного произведения (пространственный витраж). Каркас при этом, как правило, металлический или железобетонный.
Витражи из листового стекла не имеют той скульптурности, как из толстого литого, они более прозрачны, их яркость значительна, а цветовые сочетания более богаты. Витражи из листового стекла выполняются в основном трех видов: с металлической арматурой, из крупноразмерных листов, декорированных различными способами (химическая и механическая обработка, роспись), а также клееные.
К витражам с металлическим каркасом относятся витражи, выполненные по классической технологии, со свинцовым прутком, а также с более современными видами арматуры: из алюминиевого, стального, латунного и т. п. профилей.
Наибольший интерес представляют клееные витражи. Прозрачные синтетические клеи внесли принципиальные изменения в конструкцию витражей. Клееные витражи значительно расширили художественные возможности этого вида искусства: рисунки могут не занимать всю площадь проема, а образовывать отдельные цветовые пятна на прозрачном поле. Кроме того, цветовые эффекты, получаемые в клееных многослойных витражах, не могут быть достигнуты какой-либо иной техникой. В клееном витраже нет необходимости разделять различные окрашенные участки непрозрачными полосками свинцового прутка или бетонными швами.
Клееный витраж — это чаще всего многослойная стеклянная конструкция, элементы которой склеиваются внахлест или с помощью прозрачных прокладок, или же это — крупногабаритный лист стекла, на котором наклеен рисунок из цветного стекла.
Техника клееных витражей переживает бурное развитие. Пожалуй, это область, где уже в ближайшем будущем появятся значительные произведения. Декоративные витражи по-разному применяются в интерьере.
Наиболее древнее и обычное их употребление — в наружном остеклении. Солнце всегда было наилучшим источником света для витражей. Декоративные витражи применяются также для разделения помещений или их зон. В этом случае их располагают в проемах внутренних перегородок, в качестве полупрозрачных экранов и ширм. В последнее время получают распространение декоративные витражи с искусственным подсветом. Искусственное освещение витражей имеет то преимущество, что оно не зависит от того, есть солнечный свет или нет. Декоративные витражи могут быть освещены в вечерние и ночные часы, что особенно важно для общественных зданий, основная часть работы которых приходится на вечерние часы (концертные залы, кинотеатры, театры, рестораны, кафе, клубы, спортивные комплексы и т. д.).
Декоративные витражи с искусственным подсветом выполняются как панно на глухой стене, в виде светящегося потолка или в виде декоративных конструкций, расположенных вне ограждения; очень редко встречаются витражи, источником освещения которых служат фонари верхнего света. Однако применение витражей в потолках больших залов, независимо от характера освещения, в большинстве случаев обогащают интерьер.
Следует упомянуть интересные по своей художественной выразительности и декоративности витражи с использованием дерева и цветного листового или литого стекла. Витражи, представляющие собой деревянный переплет из простых геометрических фигур, остекленный цветным листовым стеклом, известны давно. Такие витражи украшали окна и двери домов во многих странах Европы, но особенно широко они были распространены в Латинской Америке. Другой вид витражей с применением дерева представляет собой непрозрачный экран со светопрозрачными участками из цветного стекла. Они особенно хороши для раздвижных перегородок, экранов, дверных полотен.
Ограждения со стеклом находят самое широкое применение в зданиях различного назначения. Насколько удачно используется стекло, зависит в первую очередь от архитектора. Здесь хотелось бы отметить одно очень важное обстоятельство, имеющее непосредственное отношение как к условиям внутренней среды помещений, так и к внешнему виду этих зданий. Архитекторы, имея 6 виду лишь внешний облик современного здания «из стекла, алюминия и бетона», как правило, не заботятся о защите рабочих помещений от перегрева солнечной радиацией, об устранении солнечных бликов на рабочих местах и снижении слишком высоких уровней освещенности, возникающих при инсоляции помещений. Короче говоря, они часто не предусматривают ни средств солнце- защиты, ни эффективных систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Это приводит к созданию дискомфортных условий в рабочих помещениях, и, как следствие этого, к тому, что внешний вид здания оказывается обезображенным самодельными занавесками.
При проектировании и строительстве современных зданий с большими светопроемами должны применяться и современные технические средства, позволяющие создавать в помещениях оптимальный внутренний режим в любое время года, в любую погоду. В качестве примера можно привести административные здания, построенные в Будапеште. На фасадах здания применены наружные солнцезащитные шторы из стеклоткани, позволяющие устранить перегрев и регулировать уровни освещенности на рабочих местах. Светопроемы в здании областного суда заполнены стеклопакетами, в которых применено теплоотражающее стекло с золотым покрытием, эффективно защищающее помещения от перегрева в летнее время, снижающее теплопотери зимой, и придающее своеобразный облик фасаду здания.
Для защиты помещений от перегрева в жаркое время года могут быть использованы солнцезащитные устройства, как регулируемые, так и нерегулируемые. Одной из разновидностей нерегулируемых устройств является решетка из анодированного алюминиевого профиля. Защищая помещения от инсоляции, она в то же время может выполнять функции декоративного элемента витража и фасада здания.
Любое здание должно прежде всего отвечать своему основному назначению — создавать оптимальную искусственную среду Аля обитания человека. Об этом забывают некоторые архитекторы. Увлекаясь внешне эффектными «стеклянными» зданиями, они не учитывают, что стекло помимо видимого света пропускает и тепловую солнечную радиацию, а в холодное время интенсивно поглощает тепло, излучаемое отопительными приборами, приводя тем самым к излишним теплопотерям. Только комплексное использование стекол со специальными свойствами в сочетании с системами солнцезащиты, вентиляции и кондиционирования при учете климатических факторов места строительства и параметров внутренней среды, позволит архитекторам создавать не только внешне здание экспортно-импортного объединения «Хемполимпекс» в Будапеште выразительные и эффективные современные здания, но и обеспечить в этих зданиях заданные условия внутренней среды