Стены расписывали в основном в домах, предназначенных для постоянного проживания, т. е. в главных резиденциях монархов или в единственных дворцах феодалов. В замках, которые посещали от случая к случаю, стены как правило не украшали. Их завешивали коврами, когда приезжали хозяева. Эти замки были хорошо укреплены и дошли до нашего времени в сравнительно большом количестве и хорошем состоянии. Из-за них возникло ошибочное суждение, что в Средние века люди обитали в холодных неукрашенных помещениях. На самом деле настенные росписи упоминаются в источниках начиная с времен каролингов. Светские сюжеты в росписях были более популярными, чем религиозные. Это были, как правило, рыцарские сцены.
Во флорентийском палаццо Даванцатти на стенах были изображены эпизоды из истории Тристана и Изольды. Один из самых знаменитых циклов настенных росписей в светском интерьере — это т. н. Расписной Покой в Вестминстерском дворце, погибший от пожара в 1835 г. Этот покой совмещал функции комнаты для аудиенций и королевской опочивальни. Его стены были разделены на три регистра и расписаны сюжетами из Ветхого Завета. Многие темы росписей были почерпнуты из иллюминированных рукописей. Были частым явлением специальные заказы — переносить миниатюры в увеличенном виде на стены. В замке Лонгторп-тауэр в Норт- хемптоншире сохранился образец целого небольшого цикла фресок в одной из комнат верхнего этажа. Росписи относятся к началу XIV в. Там были такие композиции, как, например, «Возрасты человека», «Охота Боннакона», «Колесо пяти чувств», кроме того, изображения святых и геральдических фигур. Между крупными композициями располагались небольшие изображения местных болотных птиц.
Росписи давали пищу для фантазии владельцев замков. Придворная жизнь в Средние века была полна блестящих церемоний, торжеств, турниров, соответственно интерьеры высшего слоя общества должны были быть помпезными. Мотивы росписей часто были связаны с личностью владельца. Например, в миниатюре братьев Лимбург «Месяц январь» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» (ок. 1415 г.) видно, что за креслом герцога укреплено парадное полотнище, вышитое изображениями медведей и белых лебедей. Эти изображения должны намекать на любовь герцога к некоей даме по имени Урсина (ours — медведь и судпе — лебедь). Также росписи могли просто изображать в зашифрованной форме девиз владельца дома или его геральдику.
В 1235 г. граф Шампанский распорядился расписать отдельные помещения в своих замках в Провансе и Труа на сюжеты, взятые из его собственных поэм. Король KapAV был, как и его брат герцог Беррийский, большим покровителем искусств, и в своем замке в Шато де Сен-Поль он устроил т. н. покои Карла Великого, Залу Тезея и другие. А длинная галерея в этом замке была расписана под зеленую рощу с яблоневыми, персиковыми, вишневыми и сливовыми деревьями. Основания стволов деревьев утопали в розах и лилиях.
Нижнюю часть стен в готических залах обычно обшивали деревянными панелями. Обшивку не расписывали, если она была из дуба или вяза, только декоративно оформляли места стыка панелей. Если панели были из мягкого дерева, например, ели или сосны, тогда их расписывали. Иногда в панели вставляли металлические накладки, например в форме золотых звезд. Для росписи дерева любимым цветом был зеленый — он же был самым дорогим.
В одной из комнат это геометрические узоры, сделанные красной, зеленой и белой краской. В других комнатах были сделаны узорчатые росписи под ткани. В палаццо Даванцатти в пространстве между верхним краем росписей и плоским расписным потолком с мощными балками располагается непрерывный фриз, украшенный чрезвычайно красивым узором. Во втором этаже дворца в большой опочивальне была устроена «открытая» лоджия, в которой размещались искусно сделанные фигуры играющих в шахматы и прогуливающихся дам и кавалеров на фоне деревьев, а на ветках деревьев птицы.
Еще один прекрасный образец средневекового итальянского интерьера можно увидеть на картине Пьетро Лоренцетти «Рождество Богоматери» (1342, Сиена, музей собора). На этой картине изображена Св. Анна, лежащая в постели в комнате со сводчатым потолком, расписанным золотыми звездами по темно-синему фону. Здесь есть характерные ромбовидные окна с цветными стеклами, тонкий декоративный фриз на стенах. Стены обиты длинными ниспадающими складками ткани с вышитым бордюром наверху. Пол выложен по периметру прямоугольными плитками, а внутри — сложный узор из изразцов.
В XIV в. папский двор переехал в Авиньон в Южной Франции. Для папы Бенедикта XII в папском дворце в Авиньоне, в Башне Ангелов, были сделаны великолепные фрески: гигантские виноградные лозы в нижней части стен, а в верхней части фриз из четырехлистников, внутри которых расположены фигурные композиции.
Темы и сюжеты на коврах совпадали с сюжетами настенных росписей, но в сюжетах ковров чаще, чем во фресках, попадались сезонные мотивы. Осенние и зимние мотивы — это сцены псовой и соколиной охоты, пасторали — это весна и лето. Также сюжетами служили военные победы. ^
Столы также покрывали тканями. В одной из миниатюр герцог Беррийский изображен за столом, покрытым белой скатертью. Сам стол герцога, несомненно, был переносным — это была простая доска, уложенная на козлы.