Дж. Нельсон, известнейший американский специалист в сфере дизайна, прославившийся, в том числе, организацией выставочных экспозиций США за рубежом, в частности Национальной выставки США (1959 г.) и выставки «Промышленная эстетика США» (1967 г.) в Москве, называл себя стилистом. С этим словом связаны такие термины, как «стилизм» и «стайлинг». Понять, что такое «стайлинг», довольно просто: в процессе обновления модельного ряда продукции базовая функция изделия остается неизменной, основные функциональные блоки также не подлежат модернизации, а обновляется только оболочка. Но по-настоящему великие стилисты не ограничивались лишь внешней формальной новизной — они придавали этой «скорлупе» новые потребительские функции, пусть не очень нужные, пусть те, без которых раньше легко обходились, но таким образом эти люди провоцировали покупку не по необходимости, а по эмоциональному позыву. Тот же Дж. Нельсон спроектировал стенку-стеллаж и шкаф-перегородку для дома и офиса, одновременно разделявшие пространство на две функциональные зоны и служившие емкостями для складирования, которыми можно пользоваться и с той, и с другой стороны, то есть «работающее пространство». Газета «Нью-Йорк гарольд трибюн» с тревогой писала о Нельсоне: «Мятежный дизайнер собирается уничтожить мебель». Позже, на основе новой концепции проектирования мебели, он разработал модульные кресла и полки, реечные скамьи и конторские шкафы со стальной рамой. При внешней простоте формотворчества, как бы незаметности работы дизайнера, это было открытие. Резюме: Нельсон был дизайнером-стилистом, глубоко проникающим в сущность функции и прекрасно знающим технологию и материалы, что позволило ему придумать принципиально новую мебель.
Развивая эту тему применительно к тематике нашего журнала, хочу сказать, что если раньше, скажем, еще в 1970-х годах, декоративно-отделочные материалы имели в интерьере в основном только эстетическое значение, как, например, лепнина и обои, то сегодня на строительном рынке представлено огромное количество интерьерной отделочной продукции с такой весомой утилитарной составляющей, что уже можно говорить о дизайне самих материалов, участвующих в отделке помещений. Вот пример — бумажные обои. Казалось бы, что такого особенного может быть в обоях? «Презренные французские бумажки», как их называли у нас в XIX веке. Но, оказывается, уже давно существуют моющиеся бумажные обои; выпускаются виниловые обои с повышенной стойкостью к истиранию; к ним в последнее время добавились акустические обойные покрытия; есть обои с грязеотталкивающей тефлоновой пропиткой и обои, не впитывающие запахов, — они предназначены для отделки гостиничных номеров, залов ресторанов, казино и других помещений, где могут курить. Очень интересны флизелиновые и стеклообои с армирующим эффектом — их рекомендуют для оклейки стен помещений в только что построенных домах, конструкции которых еще претерпевают усадочные процессы. Такие обои сами не рвутся и сдерживают процесс трещинообразования в стене. Производятся даже металлизированные обои, экранирующие помещение от внешнего электромагнитного излучения. Если говорить о технологической функции, то сегодня целый ряд производителей выпускает обойные покрытия с повышенной впитывающей способностью — для их наклейки не нужно смазывать клеем обойное полотно, клей наносится только на стену. Более того, заботясь о скорости и качестве выполнения обойных работ, на многих фабриках на изнаночную сторону обойного полотна наносят специальные метки, позволяющие точно и без особых хлопот совмещать рисунок обоев на стене.