Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее почти всех других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только лишь отличить очень красивое и сама понимать, как его воссоздать, но также умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций — от радости до катастрофы, то для наслаждающихся рококо — только лишь изысканно тонких, изящных.

«Изящный» — ключевое слово данной эпохи. Именно тогда уже наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налетом эротизма. В следствии этого даже у выдающихся мастеров изделия хоть и декоративны, грациозны, но некоторое количество поверхностны.

Не по случайности именно в эту эпоху приходит мода на «китайщину» либо шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; всеми известный китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а еще изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

Вдохновителем стиля рококо стал итальянец Ж. О. Месонье, в произведениях которого первый раз появляются причудливые ассиметричные формы, например — мотив капризно изогнутой раковины (rocaile — откуда и франц. rococo).

Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Основное количество построек рококо — это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты внутри них не находились анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центральной части обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые как будто расширяют пространство, придавая ему неопределенность. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров.

Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко.

В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее пользующиеся популярностью цветовые сочетания — белое в с голубым, зеленым либо розовым и непременное золото.

Именно во время рококо первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и так далее И ни разу перед этим интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с огромным вниманием к комфорту и мелочам жизни.

В светских домах мебель стала расставляться определенными группками (обычно — стол, диван и некоторое количество стульев), создавая этакие «центры тяготения» для собравшегося общества.

Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали как говориться объеме предметов. Недаром мебель рококо может показаться на первый взгляд якобы отлитой из одной пластичной массы.

В декоративном убранстве мебели стиля рококо резьба по дереву занимает чрезвычайно скромное место. Ее заменяют бронзовые накладки, преимущество которых к тому же нет никаких сомнений в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. От случая к случаю вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками либо золоченой резьбой.

Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг представительницы слабого пола, и капризы великосветских жеманниц (уж тем более фавориток короля) задают основной тон: изящно-декоративный и легкомысленный. Появляются чисто женские предметы мебели. Именно это стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и большим количеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки.

Секретер, на самом деле дела, являл из себя практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета. Потайные ящички секретеров обычно заполнялись различной эпистолярной и мемуарной продукцией, весьма распространенной в эту пору «грез, мечтаний и интриг».

Именно секретеры и коммоды с 2-мя ящиками (не лишним будет заметить, что, commode по франц. — «удобный») — основной вид корпусной мебели на тот момент.

Главный же мотив комнаты рококо — вне всякого сомнения камин: невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми «безделушками» и другими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме.

В мебели для сидения помимо прочего рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединенных кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). В формах диванов и кресел учитываются и отличительные черты пышной женской одежды. Мебель и уже старается быть не только лишь репрезентативной, но и комфортной.

Говоря о мебели для сиденья как говорится и эпохи рококо например, нельзя не упомянуть имя Томаса Чиппендейла (1718-1779). Чиппендейл вначале был резчиком по дереву; увлекшись приблизительно 1735 года мебельным делом, он скоро становится ведущим мебельщиком эпохи, прославившись и как мастер-практик, и как автор многочисленных проектов мебели.

Стиль произведений Чиппендейла являет из себя своего рода сочета-ние французского рококо с формальными элементами английской мебели первой тридцати процентов XVIII века, с готическими и китайскими мотивами. В 1754 году Томас Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели, оказавший немалое влияние на мебельное искусство не только лишь Англии, но и континентальной Европы.

В продукции, который вышел из мастерской Чиппендейла, особое место занимают очень долго варьируемые формы мебели для сидения. Влияние французского рокайля первый раз дает себя почувствовать в резных ажурных спинках. Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок довольно часто угадываются выразительные силуэты скрипки либо высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др.

Чиппендейл принял на вооружение до яркого света отполированное красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в качестве звериных лап. Однако, в отличие от французских мастеров рококо, мебель Чиппендейла чрезвычайно целесообразна и практична. Кресло, в современном понимании этой мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно в этот период, в середине XVIII столетия.

Роль Чиппендейла в истории мебельного искусства чрезвычайно значительна. Он довел до совершенства формы целой цепочки изделий мебели, разработал новые типы, некоторые из которых дошли до нас без существенных изменений. Формы поздних произведений мастера заметно упрощаются, а линии выпрямляются.

Источник
Похожие новости:
Интерьер в стиле «Хай-тек»
Интерьер в стиле «Кантри»
Стиль личности и помещения
Интерьер в стиле «Готика»
Интерьер в стиле «Экспрессионизм»