Интерьер в «Романском» стиле

Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира, но вмести с этим, уже будучи христианином, понимал нет никаких сомнений в том, что зримая красота абсолютно иное качество, нежели красота божественная. Августин обратил внимание на соотношение прекрасного и безобразного. Красота для него практически постоянно отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство. Понятие о единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его увлечению манихейством, стало основой его эстетики. Кроме единства Августин связывал с понятием красоты соразмерность и порядок. Августин обратил внимание на такую собственно эстетическую проблему, как различение визуального и аудиовизуального искусств (сочинение «О музыке»). Ему принадлежит интереснейшее учение о ритме — одной из важных эстетических категорий.

Интересовала Августина и такая проблема, как эстетическое восприятие, например восприятие человеком прекрасного. Здесь он реагировал на чувственное и интеллектуальное восприятие. Кроме Августина во время средневековья эстетической тематики в какой-нибудь мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142). В общем мысль раннего средневековья имела неоплатоническую ориентацию, в данном плане осмысливались и основные эстетические категории. Искусство раннего средневековья в общем отвечало теологическому духу эпохи и эстетическим вкусовым пристрастиям, высказанным отцами церкви. Искусство Х-ХИ вв. (VI-XII вв.) называют романским. Это 1-й общеевропейский (не взирая на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве Империи (Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды помимо прочего к романскому искусству, тогда уже время романского стиля датируется VI-XII вв). В первой половине XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, найденные по раскопкам, они сделали вывод, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. То же самое название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.

В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла архитектура. Как бы отвечая вкусовым пристрастиям отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания во время междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись средневековая крепость, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки практически постоянно строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Потому, что главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; от случая к случаю башни делались четырехугольными и к ним приставлялись очень большие камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» сообщает о том, что как только хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «Он имеет башня».

убчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только лишь круглые и четырехугольные, но также принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не по случайности о них сложилось большое количество легенд. Руа сообщает о том, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному. Монастырский собор в одном ряду с замком представлял романскую архитектуру. Романские соборы помимо прочего были весьма массивны. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались массовые паломники. В следствии этого одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).

Романские храмы поражают мощью. Внутри них нет ничего неясного. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы, вне всякого сомнения, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, который подавляет. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, в будущем перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Для того, чтобы своды не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, довольно часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. В частности, ковер из собора в Байе (XI в). Он изображает завоевание Англии норманнами. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своего рода энциклопедией.

Центральный неф отличался большими размерами. Храм был чрезвычайно светлым (источник
Похожие новости:
Техно-стиль в интерьере кухни
Интерьер в стиле «Авангард»
Стиль личности и помещения
Японский стиль в оформлении помещений
Русский стиль. Антиглобализм в интерьере