Влечения к роскоши парадных покоев

Уже Генрих IV в 1608 году строил специальные ремесленные мастерские в Лувре, хотя многие из работавших там мастеров были итальянцы или фламандцы. После убийства короля в 1610 году Мария Медичи, происходившая из Флоренции, осуществляла регентство до достижения Людовиком XIII совершеннолетия.

Для своего дворца Люксембург она заказала богатое и пышное убранство; среди помещений дворца находилась знаменитая галерея с обширной серией рубенсовских полотен, повествующих о жизни королевы. Пример Марии Медичи вызвал поспешный рост большого количества частных особняков вокруг Люксембургского дворца, на острове Сен-Луи и в квартале Марэ. Ярким показателем нового влечения к роскоши убранства парадных покоев служит декор, заказанный маркизой де Рамбуйе в парижском особняке ее отца в 1619 году.

Об этих комнатах говорили, что они «спланированы с таким искусством, что поражают зрителя и выглядят значительно большими, нежели они есть на самом деле». Знаменитый Голубой покой — спальня, в которой маркиза устроила свой салон,— производил столь сильное впечатление своими синими стенами, занавесями и предметами обстановки, что королева распорядилась придворным архитекторам изучить его.

При Людовике XIII кардинал Ришелье стремился к созданию национального стиля и образцом великолепной роскоши сделал свой собственный дворец в Ришелье. Соответственно, итальянский кардинал Мазарини выписал множество художников из Италии; среди них были Романелли, Борцони и Гримальди, которым он заказал оформить кардинальскую резиденцию, а также дворцы короля.

В результате убранство этих дворцов получилось своеобразной версией позднего римского барокко с обильной лепниной, настенной и потолочной живописью, позолотой и прекрасной мебелью. Все это произвело большое впечатление на французов, которые вплоть до того времени продолжали при декорировании своих домов традиции Второй школы Фонтенбло, однако стремление к национальному, французскому стилю с его собственными отличительными особенностями было весьма велико и все больше нарастало.

Первым архитектором, который сумел полностью реализовать эти идеалы и установить высокий уровень для своих последователей, был Франсуа Мансар. Он родился в Париже в 1598 году и почти наверняка никогда не был в Италии. Свой «умудренный и блестящий классицизм» Мансар выработал во Франции.

Первым документированным заказом на строительство частного особняка был отель де ла Врильер (1635), предметом гордости в котором стала галерея, расписанная Франсуа Перрье; ее стены также украшали большие полотна Пуссена, Гверчино, Гвидо Рени и других художников. В этом особняке Мансар впервые использовал архитектурный прием, который впоследствии стал типичным для его построек,— устроил лестницу, чьи пролеты следовали вдоль несущих стен так, что внутри образовывался пространный квадратный колодец.

Exit mobile version