Парадные печи московских домов конца XVIII — начала XIX вв. были важнейшим элементом убранства интерьеров. Не считая чисто архитектурных элементов отделки, мало что могло сравниться по выразительности с печами, зачастую сложными и эффектными сооружениями а.

Судя по изображению в Альбомах Казакова парадные печи были очень распространены, но в натуре их сохранилось считанное количество, фотографиями зафиксировано немногим больше, и каждый уцелевший образец представляет исключительную ценность и интерес.

Как ни скудны наши сведения, можно с уверенностью сказать, что печи этого времени были одним из самых ярких достижений русского прикладного искусства.

Для облицовки печей в конце XVIII — начале XIX века применялись изразцы двух типов. Для непарадных комнат и часто для зеркал печей, выходящих в коридор, применялись изразцы размером 24,5Х Х17 см. Они белого цвета с окантовкой голубой или синей полоской, одинарной или двойной.

Все парадные печи облицованы изразцами размером 35,5X17,5 см (за исключением профилированных изразцов и крупных блоков, например розетки, ленты фризов и т. д.). В обоих случаях цвет изразцов не чисто белый, а серовато-кремового оттенка и поверхность их имеет тонкую сеть мелких кракелюр.

Изразцы второй половины XIX века резко отличаются от них размерами (39X22 см) и абсолютно белой, лишенной кракелюр поверхностью. Несмотря на их идеальное техническое совершенство, в художественном отношении они далеко уступают изразцам начала XIX века.

В этом сообщении мы ограничиваемся только московскими печами из рельефных изразцов или целых фаянсовых элементов (например, вазы). Но разграничить московские печи от петербургских очень трудно, так как московские (да и петербургские) заводы в этом отношении почти не изучены.

Есть, однако, тип печей в Москве, совершенно не встречающийся тип «монолитной» печи с подиумом и с барельефной вставкой в верхней части (хотя петербургские печи нередко привозились в Москву). И вместе с тем в Петербурге нет (точнее — они не опубликованы) печей того типа, который мы считаем московским.

В московских домах конца XVIII — начала XIX века встречается несколько постоянно применяющихся приемов постановки печей: в зале — или печь, прямоугольная в плане, прилежащая к стене, или печь, зеркало которой — заподлицо со стеной (обычно, если зал невелик по площади); в большой гостиной — угловые дуговые (с дугой, равной четверти круга, реже срезающая угол); в дамском кабинете — угловая (обычно срезающая угол, с выступом или, наоборот, с обратным ризалитом). Камины встречаются довольно редко, обычно в кабинете хозяина.

Изразцы второй половины XIX века

Топки, если только это возможно, делались из коридора или непарадных комнат. Схема эта, выработанная в конце XVIII века, в неприкосновенности сохранилась и широко применялась приблизительно до 40-х годов XIX века.

Наибольшее значение для интерьеров имеют, обычно, печи большой гостиной, придающие всегда прекрасную пластику комнате. Зал имеет обычно, простые и спокойные объемы.

Парадные печи московских домов