Окна, двери и печи в XVIII веке

В петровское время волоковых окон почти уже не делали, только в служебных помещениях. Окна были удлинены по вертикали.

Окна крыли слюдой и стеклом. В качестве крепежного материала в окнах применяли свинец, но слюду крепили и оловом. Окна правильной геометрической формы крепили деревянными штапиками. В окнах сочетались деревянные и свинцовые оконные переплеты.

Окна увеличили в размерах. Переплеты окон представляли собой сетку с небольшими квадратными стеклами. Большие окна с характерной мелкой расстекловкой хорошо освещали покои. На смену слюде пришло волнистое, лунное стекло. Рамы делали двустворчатыми.

Окна состояли из двух половин — верхней и нижней. В 30е годы XVIII в. появились двойные оконницы, то есть зимние рамы. Они обычно вначале делались только во дворцах царей и знати, так как стекло было непозволительной роскошью. Чаще применяли все еще ставни — щиты, вставляемые изнутри и имевшие отверстие в верхней части. В лютые морозы их не снимали.

На смену старым дверям из досок пришли двери столярной работы с филенками. Двери делали одностворчатыми и двустворчатыми, глухими и остекленными. Дверные полотна делились на две-три филенки различной величины, композиционно подчиненные общему решению стен. Дверной проем обрамляли профилированным наличником, поставленным на тумбочки. Остекленные двери часто имели полуциркульный верх, украшенный характерным для времени Петра I переплетом в виде решетки.

Столярные двери состояли из двух половин и были более легкие и изящные. Эти двери обычно украшали дворцы. Они устанавливались в анфиладах. Они были двупольными и могли быть разной высоты и ширины. Над анфиладными дверьми всегда помещали десюдепорты. Они как бы вместе со стенами составляли театральные кулисы. Зритель смотрел в глубину анфилады. Наддверное украшение решалось также в виде резного панно.

Непарадные двери в анфиладах состояли из одной половины и были однопольные. Они были незаметны со стороны парадного интерьера. В них отсутствовали наличники, дверь была гладкой или даже с обоями. Они были почти незаметны: еле-еле была видна их щель. Через эти двери гостям могли делать сюрпризы. Были потайные двери — их задача скрыть вход. Они имели вид дверцы шкафа или картины в раме. Они могли вести к потайным лестницам.

С течением времени в интерьере усиливалась роль живописи. Картины ввозили из-за границы. Живопись украшала жилье. Холст на подрамниках крепили к стенам и потолкам. В первой половине XVIII в. все приемные комнаты украшались портретами и картинами, распределявшимися по стенам каждой комнаты более или менее равномерно. Картины вставляли в филенки деревянной обшивки. Имела место и развеска картин в строгих рамах.

Важный элемент интерьера — печи, которые отделывались изразцами или белились. В начале XVIII в. печи в зале стали использовать для организации пространства; они стали носить не только утилитарный, но и декоративный характер. Особую роль играли большие изразцовые печи.

Печи обрабатывали или расписывали изразцами, или белили по штукатурке и дополняли стукковой декорировкой. Часто печи имели многоярусную структуру, ставились на точеных ножках. Появились и камины, облицованные мрамором и деревом. Наличие камина не ликвидировало печи, обычно было и то, и другое.

Голландские печи использовались для отопления, русские — для приготовления пищи и других надобностей. В петровское время печи были прямоугольные, двух- или трехъярусные и высотой почти до самого потолка. Печь размещали в одном из углов комнаты, на небольшом расстоянии от одной из стен и значительном расстоянии от другой: здесь была топка. Объем печи делили на вертикали.

Нижняя широкая часть называлась подиум, верхние, меньшие по площади, но более высокие части печи ставили на подиум. Основанием печи служили фигурные столбики по сторонам глубоких арочных нишек. Места сопряжения ярусов смягчались различными профилями — валиками, выкружками, каблучками. Верхний ярус заканчивался выступом широкого карниза, над углами делали сложные завершения.

Громоздкость и простота печи сочетались с ярким богатым декором, обилием многокрасочных изразцов, покрывавших все лицевые поверхности сплошь, снизу доверху. Яркие и сочные по цвету, изразцы выкладывались сплошными рядами, образуя многоцветный ковер, с преобладанием желто-зеленых тонов и изображениями сказочных птиц, цветов, растений, животных, людей. В начале XVIII в. начали изготавливать синие изразцы для печей и применять бытовые сюжеты.

К концу первой четверти XVIII в. печи стали членить на две части, опоясывая их посередине глубокой нишей с керамическими колонками, так массивность печей несколько уменьшилась. Опорные ножки внизу стали более тонкими, основной материал для них — металл или дуб. Расположенные ближе к стенам печи стали меньше. В танцевальных залах гладкую стенку печи заделывали заподлицо со стеной зала и окрашивали в тот же цвет. Так печь стала послушным элементом интерьера.

Изготавливали мебель из дуба, березы, сосны, реже из ореха. Во времена Петра I мебель украшали масляной живописью. В первой четверти XVIII в.техника маркетри не привилась. Набор заменяли росписью — яркими некрупными цветами. Для петровской эпохи было характерно увлечение китайщиной и, в частности, лаками. Для обивки применяли гладкую и тисненую кожу, гладкое красного цвета сукно и бархат, реже парчу. Обивка обычно крепилась гвоздями с крупными шляпками, расположенными близко друг к другу.

Exit mobile version