Ряд блестящих внутренних отделок в характере русской архитектуры первой четверти XIX века создал архитектор А. И. Таманян. Одним из самых значительных его произведений явился особняк Щербатова на Новинском бульваре в Москве.
Та его часть, которая была предназначена собственно для владельца дома, включала целый ряд парадных помещений, большинство которых составляло анфиладу, протянувшуюся вдоль главного фасада.
Особенно интересны интерьеры парадной лестницы, Музыкальной, Большой гобеленовой гостиной.
Парадная лестница, в убранстве которой применен белый мрамор, отличается благородной сдержанностью форм. Здесь активно использована монументальная скульптура в виде рельефов над арочными проемами, которыми обработаны стены, и статуй.
Соседняя Музыкальная гостиная особенно изысканна в трактовке ордера и остальных элементов. Стены ее обработаны топкими, изящными коринфскими пилястрами, здесь также использована скульптура, но в виде небольших медальонов с изображениями Танцующих женских фигур и настенных барельефов с гротесковыми «цепочечными» композициями. Особое внимание архитектором было уделено обработке потолков с привлечением лепки и живописи.
Убранство плафонов, а также люстры с потоками хрустальных страз — все это решено творчески, вместе с тем несомненно связано с лучшими достижениями русской архитектуры эпохи классицизма. Только глубокое проникновение в художественный материал русской архитектуры конца XVIII — начала XIX века и верное чувство стиля могли привести здесь и в аналогичных случаях к гармоничному композиционному решению.
Одну из ведущих композиционных и образных ролей в интерьере Музыкальной гостиной играет деревянный свод. Он органично вписывается в помещение неправильной формы благодаря частому делению деревянными нервюрами. Графичность и жесткость большого количества нервюр сглажена ковром резьбы покрывающей свод, орнаментальные мотивы которой созвучны общей «готической» линии интерьера. Свод выступает и элементом, «собирающим» разнообразную пластику деревянной отделки в единую композицию.
Деревянные панели в интерьере являются уникальными. В основе их формообразования лежит мотив готической розы и стрельчатого окна культовых построек пламенеющей готики. Поскольку рисунок ни одной панели не повторяется, создается впечатление живописности пространства, подобно интерьерам капелл и храмов, где органично существовали окна с разным композиционным решением импостов.
Примечательно, что в большинстве используемых в интерьере орнаментах, так или иначе, содержится мотив круга или вращения по кругу. Он присутствует не только в рисунке панелей, но и в резьбе свода и мебели, в декоративных деталях и на обоях, выполненных из тисненой кожи.
Объединяя всю отделку комнаты, он сообщает постоянное движение пространству и внутреннюю динамику архитектурным деталям. Также ни одна из капителей свода, изображающие реальных и фантастических животных, не повторяется. Характер асимметрии комнаты поддерживается неправильным силуэтом, который обостряется за счет пластики отделки и живописно расположенной встроенной мебели.
Одним из самых активных элементов символической программы помещения является статуя «Давида». Его фигура изображена в полный рост в царском облачении с короной на голове. Скульптура размещена в интерьере согласно средневековым традициям: она тяготеет к стене и помещена на консоли под «готическим» балдахином.
Присутствие фигуры на алтароподобной закругленной стене комнаты недвусмысленно демонстрирует ее превосходство и значимость для хозяина гостиной как покровителя его поэтического творчества. «Псалмопевец Давид» было первое опубликованное стихотворение Константина Константиновича. Оно вышло в «Вестнике Европы» в августе 1882 года и было подписано буквами «К.Р.». Строфа из этого стихотворения вырезана стилизованными готическими буквами на развернутом свитке, который Давид держит в руках:
Их человек создать не мог,
Не от себя пою я —
Те песни мне внушает Бог,
Не петь их не могу я…
Стеновая панель под скульптурой Давида является секретной дверцей в маленькую потайную комнату, в которой К.Р. мог время от времени уединяться. Любовь к таинственному была присуща романтически настроенному поэту.
Романтический образ интерьера
Во время домашних концертов гости размещались на предназначенных для них встроенных выступающих сидениях. Хозяева же восседали на специально устроенных углубленных парных креслах с нависающими балдахинами на средневековый манер.
Приближенные к историческим образцам кресла с прямыми спинками и сидениями в форме сундука, открытый буфет и поставец с балдахином имеют строгий характер за счет подчеркнутого сочетания горизонтальных и вертикальных членений. Однако обилие ажурной измельченной резьбы смягчает суровость конструкции.
Романтический образ интерьера усиливает ажурная «готическая» башенка, выполненная в технике прорезной резьбы. Возвышаясь над панелями, она вносит дополнительный вертикальный акцент.
В интерьере сохранился уникальный кованый светильник . Его ажурную конструкцию образуют посаженные на структуру из обручей прихотливо изогнутые металлические полосы, скрепленные между собой. В результате использования различных техник обработки металла была создана необычайно легкая и светоносная конструкция .
Присутствующие в интерьере предметы декоративно-прикладного
искусства, различные картины, фотографии, гравюры, сувениры и сундуки уже
не играют той стилеобразующей роли, которая наблюдается в интерьерах
первой половины XIX столетия, а лишь придают гостиной жилой характер.
Таким образом, взятый за основу замысла помещения образ капеллы, благодаря отделке, выполненной из дерева, трансформируется в уютный и домашний интерьер. Выбранный светлый тон дерева придает помещению гостиной воздушность и легкость и зрительно расширяет небольшое пространство комнаты.
Этому эффекту способствует колорит, основанный на сочетании теплого медового тона деревянной отделки и тисненых обоев голубого цвета. Пространство гостиной не только близко образу капеллы, благодаря использованию легко узнаваемых архитектурных и декоративных фрагментов, но и соответствует заданной символической и идейной программе, заложенной авторами и заказчиком.