Между 1100 и 1300 годами Западная Европа находилась в тесном контакте с искусством греческого Востока. В XV и XVI столетиях Гиберти и Вазари дружно порицали «греческий стиль» (maniera greca), которому они приписывали все беды и недостатки итальянской живописи до новой эры, начавшейся с гениальных открытий Джотто.

Сейчас мы можем оценить чрезвычайно важный вклад Византии не только в итальянскую живопись, но также в развитие ремесел и декоративного мастерства; искусство византийцев может рассматриваться скорее как один из образцов, чем упадок высокого искусства.

Истечение с Востока художественных идей получило внезапный импульс в 1204 году, когда уклонившиеся с пути в Святую землю участники Четвертого крестового похода захватили и разграбили Константинополь, вывезя многочисленные трофеи в Италию.

Однако и задолго до этой даты крупные магнаты из Южной Италии и норманские короли Сицилии приглашали византийских художников для украшения своих дворцов и храмов. В течение 1060-х годов из Италии последовала серия заказов на бронзовые двери.

В 1070-е в Монтекассино обосновалась первая в Италии мастерская византийских мозаичистов; в течение XII века в Италию прибыли и другие группы мастеров. Особенно охотно греков приглашали сицилийские короли и венецианские дожи.

Естественно, что эти два центра и стали основными рассадниками византийского стиля й византийских мотивов на Западе. Наиболее распространенным способом передачи византинизмов были небольшие, легко перемещаемые произведения искусства — работы по металлу, живопись или резьба по кости. Таким образом, можно сказать, что Византия явилась «повитухой» при рождении готического стиля XIII столетия, который ассимилировал это и многие другие влияния.

Воинственные князья Южной Италии, стремившиеся в XI веке к освобождению от власти Византии, приветствовали у себя наемников и искателей приключений с севера. Особенно прославился Танкред де Отвиль, который возглавлял столь впечатляюще успешные экспедиции, что его сын Роберт I сумел основать собственную династию на Сицилии.

В 1130 году Роберт II получил от папы римского титул короля. Он и его сын Вильгельм II были неутомимыми строителями и покровителями искусств. К периоду их царствования относятся наиболее примечательные из дошедших до нас «византийских» интерьеров на Западе: во дворцах Ла Дзиза и Куба, а также в Королевском дворце в Палермо Сала ди Руджеро.

Ла Дзиза находится в очень плохом состоянии, а Сала ди Руджеро подверглась значительной реставрации. Тем не менее сочетание светских по тематике мозаик с преимущественно цветными или зооморфными мотивами с мрамором, изразцами, гипсовыми арабесками отличает дворцовый стиль королей, которые писали свои указы на греческом, латинском или арабском, а в быту пользовались французским языком.

Византийское влияние распространилось даже еще дальше, вплоть до мусульманского мира. В 711 году арабы и берберы хлынули из Марокко в Испанию, населенную вестготами. Они неуклонно продвигались к северу, покуда не были остановлены в 732 году дедом Карла Великого Карлом Мартеллом чуть не в окрестностях Тура на Луаре.

Но в Испании арабам удалось прочно закрепиться. Главными центрами этой цивилизации — жестокой и утонченной, фанатически религиозной и блестящей с точки зрения истории искусства — были города Кордова, Севилья и Гранада. Она просуществовала до 1492 года, когда крепость Альгамбра в Гранаде была сдана войскам Фердинанда Кастильского и Изабеллы Арагонской.