Который породил в итоге новое направление в итальянском архитектурном мышлении, начался у него во время первого пребывания в Риме. Поскольку Альберти поддерживал тесные отношения со многими членами могущественных фамилий — Медичи, Гонзага, Эсте и Монтефельтро,— его идеи архитектурной монументальности получили быстрое распространение.
Между 1450—1480 годами он проектировал или принимал участие общим руководством в возведении множества дворцов и резиденций во Флоренции, наложив отпечаток своей индивидуальности на архитектуру города и его окрестностей.
Альберти регулярно приезжал ко двору Федериго да Монтефельтро в Урбино, и, вероятно, именно он вдохновил Федериго на строительство нового дворца, который должен был отразить не только могущество и образованность герцога, но и воплотить новый дух эры гуманизма.
Сам Федериго, похоже, сочетал в себе все лучшие качества ренессансного князя. Блестящий воитель и способный правитель, он был к тому же покровителем искусств, ученым и гуманистом. Его портрет в Студиоло достоверно передает его характерный профиль.
Федериго представлен на портрете в полном воинском снаряжении за чтением книги. Повсюду в герцогском дворце его присутствие ощущается благодаря системе декоративных украшений на дверях, окнах и каминах, заполненных его гербами и девизами.
Бальдассаре Кастильоне в своей книге «Придворный» писал: «В Урбино, этом грубом месте, построил он дворец, который, по мнению многих, является наилучшим во всей Италии; и столь хорошо он его оборудовал и обставил, что он более похож не на дворец, а на город в форме дворца».
В 1450 году, когда Федериго приступил к строительству дворца, у него было несколько образцов, на которых основывались его замыслы. Итог получился весьма внушительным. С уверенностью можно сказать, что Федериго был под впечатлением живописных идей Пьеро делла Франческа относительно классической архитектуры и концепции пространства. Идеи Пьеро отчасти выражены в его картине «Бичевание Христа» (Урбино, Национальная галерея Марке).
В начале 1450-х годов художник общался в Римини с Альберти. Подобно тому как предметные формы в картинах Пьеро делла Франческа «сияют, будто жемчуга в прозрачном воздухе и серебристом свете» (Л. Вентури), декоративные детали изумительного дворца Федериго да Монтефельтро поражают нас своей четкой скульптурностью и невероятным богатством переработанных классических мотивов.
Дворец в Урбино является совершенным образцом величественного жилого интерьера времени расцвета искусства раннего Ренессанса. Архитектором его был Лучано да Лаурана (1420/25—1479), учившийся в Венеции далматинец, у которого были богатые впечатления об архитектуре императорского Рима, основанные на близком знакомстве с одним из самых грандиозных ее памятников — дворцом Диоклетиана в Сплите. Деятельность Лаурана в Урбино продолжил Франческо ди Джорджо.
Первым обращает на себя внимание богатое убранство парадной лестницы. Большие комнаты, такие, как Сала делла Джоле, Салоне дель Троно, Сала дельи Анджели и Сала делле Волье, показывают беспрецедентное мастерство в гармоническом сочетании совершенных пропорций с изобилием декоративных детален, не поддающихся описанию.
Большая часть помещений имеет гладкие, побеленные стены, из которых выступают богато украшенные скульптурным декором камины, дверные косяки, оконные рамы и лепнина на потолке. Потолки во дворце встречаются самых разных видов: в нескольких комнатах своды поднимаются от резных каменных капителей, тогда как в других за карнизами с обильной лепниной вверх идут глубокие выкружки, ограниченные плоским потолком.
В спальном покое герцогини свободно расположенные узоры ленточного орнамента окружают центральную стукковую impresa (эмблему), а в библиотеке стилизованные языки пламени исходят от расположенного посередине потолка геральдического медальона герцогов Монтефельтро с изображением орла в окружении ангелов с ликами и крыльями. Дверные косяки и каминные обрамления представляют собой богатый источник декоративных мотивов.
В окружении ленточной лепнины с овами размещены фризы из листьев жимолости и других растений, а также изображения грифонов, путти, ваз, рогов изобилия, лент, гирлянд и портретных головок в раковинах. Пожалуй, наиболее богато и изысканно отделанный вход ведет в Сала делла Джоле. Его отличает скульптурный рельеф высочайшего уровня, превосходящий задачу простого обрамления дверей.
В несколько меньшей степени то же самое можно сказать и об оформлении каминов, которые наряду с вытяжной трубой на средневековый лад, украшенной здесь стеммой, то есть изображением родословного древа, или просто гербом, или иного вида скульптурным рельефом, имеют еще и отделанный богатой резьбой антаблемент на парных пилястрах. Все выступающие части камина выдаются из плоскости стены весьма незначительно. Верхний край антаблемента образует очень узкую каминную полку.
Такой тип каминов вошел в употребление в Англии и Франции лишь в XVIII веке, и сдается, что образцы из урбинского дворца были известны тогдашним проектировщикам, в частности Адаму. Значительная часть скульптурного декора свидетельствует о пристальном изучении римских рельефов, особенно на саркофагах и триумфальных арках. Поскольку жилых интерьеров, оформленных самим Альберти, не сохранилось, его концепцию декоративного убранства можно в общем представить по лепнине в капелле Ручаллаи в церкви Сан-Панкрацио во Флоренции.