Фэрнсуорт-хаус (дом Эдит Фэрнсуорт) в Фокс-Ривер, штат Иллинойс (1945- 1950)

В Англии в 1951 г. состоялась выставка, организованная сэром Хью Кэссоном, давшая толчок к развитию английского дизайна. Эта выставка показала, что формы современного стиля становятся более заостренными и весомыми. Так в Англии зародилось новое направление, получившее название «брутализм» или «брутальная» архитектура.


Брутализм в архитектуре подразумевает возрождение традиционной материальной весомости декора и выявление качественных характеристик материала — «правдивость» архитектуры. Бруталисты «честно» отражают в облике здания его внутреннюю структуру, конструкцию, выявляют неприкрашенные, «незагримированные» строительные материалы и инженерное оборудование. Часто архитекторы-бруталисты применяют открытую фактуру материала, кирпич и особенно бетон с широкой гаммой отделки верхнего слоя (каменная крошка, следы опалубки, рельефный рисунок). Активно выделялись в брутальной архитектуре бетонные несущие конструкции (каркас, плиты). Был распространен и открытый металл (каркас остекленных перегородок, конструкции лестниц, несущих ферм и пр.). «Брутальный» означает в дословном переводе грубый, прямой, откровенный. Большинство послевоенных зданий Ле Корбюзье, к примеру, брутальны (beton brut — грубый, неотделанный бетон определение самого Ле Корбюзье). Постройки Миса Ван дер Роэ в Иллинойском технологическом институте, где «честно» использовались сталь, кирпич и стекло, также можно назвать брутальными. Стиль Ф.Л. Райта также близок брутализму.


На английской выставке 1956 г. был выставлен «Дом будущего», выполненный полностью промышленным способом, как корпус машины. В нем имелись стол, поднимающийся из пола, и самомоющиеся ванны с терморегулятором, наполняющиеся снизу. Этот дом спроектировали бруталисты Элисон и Питер Смитсоны.


Средняя школа в Ханстэтоне (1949- 1954) также построена по проекту Э. и П. Смитсонов. Она имеет симметричную планировку. Несущая конструкция состоит из каркаса сварных стальных рам, промежутки заполнены либо стеклом, либо неоштукатуренной кладкой из белого кирпича. Перекрытия сделаны из железобетонных плит. В интерьерах с брутальной честностью выявлены элементы инженерного оборудования (трубопроводы, электропроводка и т. д.). Во всем интерьере школы царит нарочитая простота.


Архитектор Луис Кан проповедовал принцип приоритета внутреннего пространства, которое определяет внешний объем здания, что сближает его творчество с произведениями органической архитектуры.


Его здание лабораторий медицинских исследований Ричардса в Пенсильванском университете (1957- 1961) представляет собой пять остекленных и два глухих вертикальных параллелепипеда, соединенных между собой. В остекленных зданиях расположены «обслуживаемые» пространства (научные и экспериментальные лаборатории, помещения для опытов с животными). В «глухих» — «обслуживающие» пространства: лифтовые шахты, лестницы, помещения для подопытных животных, каналы кондиционирования воздуха и другие технические коммуникации. В брутально-толстенных помещениях Кана встает проблема света. Архитектор никогда не приветствовал максимальное остекление, он располагал светопроемы только в зависимости от нужд.


В учебном корпусе Индийского института управления в Амадабаде (1962 — 1974) свет проникает в интерьеры необычно: сначала через арочные проемы в коридоры, а затем сложным путем в центральную часть.


В здании консульства США в Луанде (Ангола, 1959- 1962), чтобы избежать слепящих солнечных лучей, Кан использовал опыт местных жителей, которые работают, отвернувшись от окон к отраженному от противоположных стен свету.