Мебель во время Петра I

Значительная часть мебели в именитых домах была привозной, а мебель, изготавливаемая в России, следовала этим образцам. Иностранная мебель — английская, голландская, немецкая, гораздо реже французская — сосуществовала во дворцах рядом с той, что изготавливалась в Петербурге.

В петровское время мебель стала переносной стулья, кресла, столы, шкафы новых типов. Петровскую мебель не делали гарнитурами, а составляли из отдельных предметов, которые подбирали по дереву и отделке.

Мебель первой четверти XVIII в. приобрела новые черты по сравнению с XVII в. Ее массивные, несколько приземистые формы со скульптурной обработкой несущих деталей отличались ясностью конструкций, простотой очертаний, что отвечало новому взгляду на архитектуру того времени.

По сравнению с XVII в. в то что было контрастом с характером оформления придворного быта западноевропейских дворов. Более сильно ощущалось голландское и английское влияние. Фигура арапчонка была характерной деталью украшения мебели и ее визитной карточкой.

Залы должны были вызывать ощущение простора, свободы, поэтому в залах было мало мебели. В залах вдоль стен стояли та бурэ, банкетки или стулья, но не кресла. В других комнатах было больше мебели, чтобы ее было достаточно для чтения, разговоров, рукоделия. Конструкция мебели отличалась простотой и прочностью, преобладанием прямых поверхностей и высоких спинок.

Мебелью для сидения служили полумягкие кресла на резных изогнутых ножках с шарами в когтях, обитые кожей или украшенные вышивкой, английские кресла и стулья с прямыми ножками и спинками из трех стоек, где средняя часть имела сложное плетение. Были распространены банкетки на точеных ножках с маленьким сидением. Стулья и кресла обтягивали кожей или прочными тканями.

Цветная обивка контрастировала с темными деревянными частями. Стулья и кресла были различной формы. Их спинки отличались большой высотой, имели глухую или сквозную доску с ажурным резным орнаментом. Обвязь сидения обычно была широкая, ножки-кабриоли точеные или столярные изогнутой формы.

Столы во время Петра I были различной величины и назначения. Форма крышки — прямоугольная или квадратная. Массивные точеные ножки, скрепленные широкой проногой, поддерживали высокое подстолье с резными и токарными украшениями. Для увеличения крышки стола делали раздвижные доски.

Типичны для эпохи Петра I дубовые массивные столы — на массивных точеных ножках с шарообразными утолщениями, соединенных широкими проножками. Подстолья имели выдвижные ящики с сильно профилированными рамками, украшенными резными звездочками или сложным декоративным мотивом по форме наличников. Столы делали и на гнутых ножках.

Столы из простого дерева часто окрашивали в зеленый цвет. Крышка столов была расписана масляной живописью, изображающей деревья и птиц. Для отделки поверхности мебели использовался воск, масляная краска и роспись по левкасу. Украшениями столов являлись завитки аканта и медальоны с фантастическими пейзажами.

Спальня в богатом доме убиралась пышно: кровать ставили на постамент со ступеньками, над кроватью помещали балдахин, поддерживаемый четырьмя витыми колоннами. Шкафы были различны по назначению, виду и размеру. Они были для вещей, книг, географических карт, посуды, письма в виде секретера с доской.

Шкаф для платья был двухстворчатым, имел прямолинейные формы, массивный карниз и плинтус, украшался накладными профилированными тягами. Шкаф-поставец был небольшого размера, с глухим, несколько выступающим вперед низом. Верхняя часть шкафов имела застекленные створки.

Створки шкафов стеклили мелким «лунным» стеклом. В большом употреблении были шкафы с полками и архитектурной обработкой лицевой стороны, с матовой отделкой под воск. Зеркальные рамы делали из мореного дуба. Зеркала подвешивали на стенах на лентах.

Петр I лично участвовал в производстве изразцов. Он называл их «кафлик или «кахли» (от нем. kacheL — глиняная плошка). Изразцы делали бело-синими на голландский манер, изображали на них моря и корабли, войны, городские и сельские пейзажи. На изразцах также изображали гербы дворянских родов или геральдические символы.

Освещения боковых свечей было недостаточно, поэтому делали люстры. Их всегда вешали на высоте примерно в полтора человеческих роста. На такую же высоту помещали и настенные приборы. Настенные и переносные приборы делали из меди и латуни. Подвесные люстры почти не использовали. Причина заключалась в небольшой высоте комнат и живописных плафонах на потолке.

Стенные осветительные приборы — стенники — бывали на одну или несколько свечей. Стенники имели отражатели — металлические, зеркальные, с рельефными деталями. Применялись настольные шандалы и жирандоли со свечами, составлявшими пирамиды.

Своеобразие обстановки интерьера первой четверти XVI! I в. составляли серебряные люстры, кафельные печи, картины, расставленная вдоль стен мебель, обитая красным сафьяном. На фоне дубовых панелей стен и зеркал с замечательными резными украшениями все эти детали обстановки смотрелись весьма респектабельно.

Мебель во время Петра I