Если задаться вопросом сегодняшнего практикующего архитектора, какие стили пользуются самой большой популярностью у заказчика, в числе тому подобных он, не задумываясь, назовет классику. И вовсе не сделает ошибку, потому, что она вмещает в себя очень большой пласт искусств. На его фоне классицистический интерьер скромно занимает в истории только лишь определенную нишу. Что же входит в понятие «сценическая красота», как называли современники интерьер эпохи классицизма?

Многие среди нас зачастую путают термины «классический» и «классицистический». Ничего страшного в данном нет, всего лишь на начальных стадиях общения с архитектором может возникнуть некоторое недопонимание.

Различия, вне всякого сомнения, есть, и сама понимать их не вредит. Значит, классика – и есть именно тот вечный космополит, не являющийся собственностью какой-то одной стране или эпохе и тогда как находящийся там в основном количестве художественных направлений, модных тенденций, всевозможных стилей, национальных средних учебных заведений и т. д. Это, как известно, искусство, ориентированное на античность, следовательно, на все те стили, которые возникли со времен расцвета Древней Греции. Именно стоит отметить в широком смысле, и условились в ХIХ веке трактовать это понятие; с той поры оно справедливо применяется ко всей истории искусства. В современном понимании классика означает наивысшую стадию развития любого художественного стиля, будь то барокко, рококо, готика и т. д., словом, всего гораздо лучшего, что было создано в истории. Понятие «классический» стало синонимом непревзойденного, неподвластного времени и вечно прекрасного.

Следовательно, классика это то, что не стало неактуальным до сих пор и является что-то типа идеалом. В следствии этого глиняные стены, выкрашенные под терракоту, и керамические украшения, покрытые красно-черной глазурью, в не меньшей степени являют из себя классический интерьер, чем бело-розовые амуры и фарфоровые, расписанные эмалью, вазочки. Или обои в «мелкий ситчик» с обстановкой в стиле английского кантри. Это все тоже классика – такая разноликая, порою вовсе нежданная — негаданная, и все же проверенная временем, модой и доводами здравого смысла. Посему – вечная.

Что касается классицизма, дальше речь – только лишь о нем. Кроме того о нашем, отечественном, что оставил уже после себя неподражаемые архитектурные и интерьерные шедевры (впрочем, листая страницы современных глянцевых интерьерных журналов, в неподражаемости можно и усомниться).

Конечно, Россия самобытна, спору нет. Но и внутри нее классицизм возник на как следует подготовленной предшественниками почве; придя на смену барокко и рококо, классицизм уверенно откинул все вычурные излишества и выдвинул на 1-й план идеалы простоты и рациональности. Однако простоты совсем уж непростой, а только лишь парадной и торжественной. Таким он явился современникам к началу девятнадцатого столетия, таким представляется сегодняшним любителям строгой роскоши внутреннего убранства – с обилием позолоты, обрамленного дверями с фарфоровыми плакетками в бронзовой оправе, обставленного лакированной мебелью, отсвечивающего ткаными обоями и большим количеством хрустальных брызг, ниспадающих с потолка.

Время классицизму быть!

Классицизм – понятие, одинаково применимое и к архитектуре, и к моделированию внутреннего пространства. В следствии этого он был и останется и остается уместным в помещениях большой площади. Нет ничего удивительного нет никаких сомнений в том, что на данный момент, выражаясь казенным языком, основной областью его «применения» остаются именно загородные дома. Вернее, усадьбы, потому, что классицистический ансамбль планирует целый комплекс сооружений, объединенных общим замыслом.

Обстановка в подобном стиле будет, по всей видимости, оптимальной для миллионера, который не спешит перестраивать и менять свой быт в угоду новомодным течениям. Принцип довольно прост: классика покупается на много времени и передается по наследству, и классицизм – понятие явно из этой области. К тому же налицо и видимые проявления прихода новой эры, как только циклопических размеров безвкусные постройки, уродующие милый пейзаж Карельского перешейка, вырастают все реже. В обмен них нет-нет к тому же появляются особняки, выстроенные в традициях классической архитектуры. Другими словами с соблюдением пропорций и невысоким основанием дома, треугольными фронтонами и полукруглыми арками, а еще с большими окнами, которые украшены наличниками с замковыми камнями, декорированными, в частности, скульптурной маской. А обрамляет это все не железобетонная стена забора, а уникального рисунка ажурная чугунная решетка. Мелкие постройки при всем при этом возведены в качестве двух — или четырехколонных портиков и выкрашены в такие же цвета, что сам тоже дом, – любые пастельные тона совместно с белым. Уж если придавать своей загородной резиденции вид русской усадьбы ХIХ века, то все наверное «по высшему разряду». Красиво, не так ли? И внутри такого дома, в котором довольно просторно и высота потолков оставляет широкие возможности для маневров, основное количество составных частей обстановки обычно удачно сочетаются друг с другом и дружно создает картину благополучного во всех смыслах внутреннего убранства.


Что же составляет основу внутреннего пространства, выдержанного в стиле классицизма? Для начала – ненавязчивый сдержанный декор. После этого – дорогие материалы в отделке. Ценные породы древесины и натуральный камень, мрамор и шелк, фарфор и позолота, скульптурные, лепные украшения и колонны. Пол – обязательно паркет, желательно художественный, набранный по оригинальным эскизам. Стены – обтянутые натуральным шелком или обоями, искусно имитирующими блестящую поверхность ткани. Традиционные цвета – различные пастельные оттенки или, если интерьер с претензией на ампир, ярко-синий и голубой, алый и малиновый. На их фоне, не лишним будет заметить, что, будут великолепно смотреться белые как снег колонны совместно с росписью гризайлью на плафоне и падугах. При сегодняшнем изобилии отделочных материалов совсем не сложно подобрать традиционные бумажные обои, а еще декоративные обивочные ткани, стилизованные под пользующиеся популярностью в первой половине ХIХ века настенные покрытия: с плотно орнаментированными бордюрами, обилием розеток и звезд, мотивами лавровых и дубовых листьев, геометрическим меандром. Неплохо будут смотреться и обои с обычными вертикальными полосами, что в период оно как нельзя гораздо лучше соответствовали обстановке в стиле ампир. Но верхом роскоши, вне всякого сомнения, станет яркая полихромная роспись и орнаментированные бордюры на белом фоне стен.

Декорирование окон в классицистическом интерьере помимо прочего являет из себя особый вид искусства, в котором используются как правило дорогие тяжелые материи, способные создавать красивые драпировки – свободно ниспадающие или собранные золотыми кистями. Традиционным для классицизма цветовым решением станут спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных оттенков, обязательное присутствие в интерьере белого и золота. Это все вместе и создает именно ту респектабельную обстановку, в которой нет суеты и нагромождения составных частей, а есть гармония и бесконечная красота, которая, в соответствии принципам искусства классицизма, «заключается в норме, правильном размещении частей и установлении пропорций».

Рациональный выбор обстановки

Почти два столетия минуло со времен исторического классицизма. К превеликой радости, сегодня атмосферу ушедшей эпохи можно воссоздать не только лишь не без помощи редких оригинальных образцов декоративно-прикладного искусства той поры, но и в основном благодаря современной мебели и новым технологичным аксессуарам. Стоит только лишь вспомнить, что предметом гордости классицистического внутреннего убранства была и осталась не только лишь совершенная симметрия пропорций, сочетание цветов и искусная отделка, но и то, что наполняло внутреннее пространство дома, включая мелкие декоративные детали.

В частности, мебель. Для классицизма характерна мебель добротная и респектабельная, изящная, но тогда как лишенная вычурности. Такая, что и до и уже после, словом, во веки веков создавала в доме не только лишь уют, но и присутствие «высокого стиля». Двести лет назад в интерьер русской усадьбы на смену массивным шкафам, комодам, тяжеловесным креслам и столам пришла прямота линий и тонкий отчетливый декор: «русский жакоб» конца ХVIII века. Красное дерево и латунные накладки уступили место новым образцам Гамбса. В моду ворвались фигурная бронза, светлая карельская береза, отделка белым «французским лаком» под «слоновую кость», сочетание золоченой резьбы с окраской дерева под темную, патинированную, почти черную бронзу. В виде декоративного оформления очень часто выступали и сама фактура и натуральный цвет древесины.

А стоит ли говорить, насколько эффектно выглядела такая мебель, красиво оформленная инкрустацией, небольшими вставками из фарфора с эмалевой росписью и позолотой! Впрочем, если в поисках предметов обстановки вам не посчастливилось стать владельцем оригинальных, спроектированных самим К. Росси или А. Воронихиным трюмо или этажерок, это еще вовсе не повод опускать руки. Современные образцы мебели (не всей, конечно) вполне достойны украсить собой интерьеры загородных особняков в стиле классицизма.

Легкими и изящными были не только лишь стулья, но и комоды, секретеры, туалетные столики, почти практически постоянно дополнявшиеся большими зеркалами, а еще ножки всевозможных кушеток, диванов, подставок для цветов и проч. Помимо всего этого, в интерьере наверное большое количество зеркал, по традиции расширяющих помещение и придающих ему дополнительный яркий свет. Если колонны – то с капителями. Если камины – то отделанные мрамором. Если текстиль – то в обязательном порядке шелк, атлас или парча.

Особое внимание следует уделить освещению. Предпочтительнее подойдут люстры, бра и настольные лампы из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого богемского стекла. Неплохо «впишутся» в обстановку бронза или позолота совместно с плафонами, имитирующими свечное освещение.

И конечно, аксессуары! Вазы и статуэтки обязаны быть по крайней мере из фаянса или полудрагоценных камней. Посуда может напоминать этрусский сервиз для Царицына павильона в Петергофе. Как следует, если стеклянные полочки в трельяже будут потрескивать под тяжестью пасхальных яиц от самого Фаберже. А стены в комнаты для гостей окажутся красиво оформленными небольшими фарфоровыми пластами с портретами, конечно, не членов императорской фамилии, а ваших домочадцев – почему нет? Ведь, кроме академических канонов, искусство создания любого внутреннего убранства опирается и на использование большого количества отдельных, как может показаться не слишком заметных составных частей. В следствии этого благородство и сдержанность, свойственные классицистической обстановке, обязаны нести внутри себя и роспись или форма посуды, и техника украшений, и рисунок на ткани и т. д. Смысл в том, для того, чтобы разумно совместить это все в некоем интерьере.

этрусский сервиз