Жилой интерьер Возрождения

В жилой архитектуре Возрождения были найдены новые типы сооружений, и перерабатывались уже сложившиеся ранее типы.

Ведущую роль приобрел тип городского жилого дома. В ранний период, в XV в., это был особняк зажиточного горожанина, а в XVI — резиденция крупного вельможи или правителя — палаццо.

Разработка архитектурного типа городского дворца (палаццо) составила одно из важнейших композиционно-художественных достижений архитектуры Ренессанса в Италии. Интерьер городского палаццо представляет собой многоуровневую структуру, в которой проведено четкое зонирование групп помещений по трем этажам.

На первом этаже располагаются деловые приемные и рабочие помещения. На втором этаже находятся парадные помещения: залы, кабинет, капелла. На третьем спальные комнаты семьи и слуг. Между помещениями используется анфиладная связь.

План палаццо менялся постепенно. Сначала это был замкнутый статический квадрат с центральным ядром внутреннего двора. Потом композиция плана стала глубинной, развивающейся от входа к главным парадным помещениям. Менялся и внешний облик палаццо.

Внешняя строгая форма фасада, изолированность от улицы, организация помещений вокруг внутреннего двора характерны для Раннего Возрождения. Фасад палаццо XV в. — это рустованный цокольный этаж, выявленные элементы ордерных членений, строгое деление на этажи. Неприступный, замкнутый, он противопоставлялся интимному внутреннему дворику с его легкими аркадами на колоннах.

В XVI в. фасад палаццо теряет свои средневеково-крепостные черты, руст нижнего этажа становится более плоским и стилизованным, появляется легкость и античная гармония внешних членений. В арсенал входит богатство форм, разнообразие деталей. Четкая трехъярусная композиция фасадов стала сменяться двухъярусной, появляются большие пролеты.

Для Высокого Возрождения характерна большая репрезентативность жилища, обращенность в городскую среду и в открытый двор или сад. Благодаря применению ордерной системы значительно смягчается резкий контраст между суровым фасадом и более нарядной архитектурой внутреннего двора.

Главные помещения палаццо XVI в. по-прежнему занимали центральное положение на основной оси симметрии. Появилась парадная лестница, которая связывала ряд представительных помещений нижнего и верхнего уровней. Пространство двора (сад) соединилось по направлению главной оси с парадным залом. Со стороны улицы на этой же оси стали располагать вход и небольшую площадь-курдонер.

Палаццо Питти, построенное Ф. Брунеллески, демонстрирует героический масштаб и суровый облик палаццо эпохи флорентийского кватроченто. Большое количество комнат дворца разделяется на отдельные группы, заполняющие части общей структуры.

Автор многих жилых зданий во Флоренции и в ее окрестностях — архитектор Микелоццо ди Бартоломео. Он спроектировал виллы Медичи в Кареджи, Требио, Каффаджуоло и Фьезоле. Большая часть этих зданий была позже перестроена. Кроме того, Микелоццо спроектировал одно из наиболее значительных зданий в эпоху Ренессанса — палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции.

Это палаццо стало образцом для всех последующих городских резиденций. Большой размер, вытянутый фасад, упор на величественное оформление комнат бельэтажа формируют лицо флорентийских палаццо. В этом величественном дворце получил свое завершение тип богатого жилого дома, ставший прообразом многочисленных дворцов, а затем и буржуазных особняков не только в Италии, но и во всей Европе.

Композиция палаццо Медичи-Риккарди традиционная — квадратное в плане здание с замкнутым внутренним двором, окруженным аркадами. Большой сводчатый проезд на улицу идет из внутреннего двора. На первом этаже находятся кладовые, служебные помещения, группа приемных с большим залом, рабочие помещения хозяина и его служащих, конюшня.

Второй этаж занимают парадные помещения — главный зал, богато отделанная капелла и кабинет хозяина. В третьем этаже расположены спальни членов семьи и многочисленных слуг. Заслуживает внимание яркий полихромный интерьер капеллы палаццо Медичи-Риккарди — знаменитой «Капеллы волхвов», расписанной Беноццо Гоццоли и украшенной флорентийской мозаикой.

Леон Баттиста Альберти построил во Флоренции палаццо Руччелаи, также принадлежащее к уже описанному типу.

Параллельно типу палаццо, разрабатываемому известными мастерами, в зодчестве Италии развивается и менее почитаемый историками, но не менее важный тип рядового жилого дома. Это — тип блокированного и многосекционного жилого дома, формирование которого хорошо прослеживается в ренессансной застройке Рима и Венеции.

Дома-общежития для иностранных моряков венецианского флота и дома для престарелых имели аналогичную этажность и планировку, но состояли из одинаковых по размеру комнат с каминами и имели общую лестницу. В первых этажах таких зданий, как и в подобных сооружениях Франции, Англии и других стран, часто помещались лавки и мастерские.

Дома имели значительную протяженность и обычно складывались в группы трех типов: два поставленных рядом корпуса с узким двором между ними и с фасадами, обращенными к каналам; четыре корпуса с квадратным двором в центре, имеющим выход к каналам; пять корпусов внутри прямоугольного двора, образованного четырьмя корпусами, поставлен поперечно пятый.

Этот тип домов имел, как правило, гладкие фасады без украшений. Разнообразие в рисунок фасадов вносили асимметрия оконных проемов, ритм каминных труб на фасадах и входы в секции.

К эпохе итальянского Ренессанса относится также возникновение и развитие типа загородного жилого дома-виллы. Итальянские виллы Ренессанса имеют свою иерархию — от доходной фермы с обширными угодьями и службами, с жилым домом и садом для отдыха владельца до великолепной загородной резиденции, утопающей в роскошном парке.

Жилой интерьер ВозрожденияЖилой интерьер ВозрожденияЖилой интерьер Возрождения